Фарфоровые статуэтки Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода ценятся во всем мире. Именно здесь стали впервые в России производить фарфор (завод был основан еще в 1744 году), причем «ставка» была сделана на высокохудожественные изделия, к которым относятся и статуэтки.


 «Кукол» - фигурки животных и людей –  на Императорском заводе производят еще с середины XVIII века. Одна из самых известных «досоветских» скульптурных коллекций ИФЗ – это «Народы России» (около ста скульптур, изображающих мужчин и женщин, представляющих народности, населяющие Российскую империю и одетых в национальные костюмы). Позже знаменитую серию пополнили еще и «профессиональные» типажи, представляющие петербургских промышленников, ремесленников и торговцев.


Технология производства фарфоровых скульптур с тех пор практически не изменилась  – никакой механизации, только ручная работа.




Место действия: цех высокохудожественных изделий


В современном цехе высокохудожественных изделий ИФЗ из того, что можно было бы назвать «оборудованием»  – только печь для обжига. Все остальное делается руками мастеров. «На входе» - полужидкая фарфоровая масса (она называется шликером), «на выходе» - белоснежные фарфоровые фигурки. Здесь нет «разделения труда», и каждая статуэтка создается одним человеком, совмещающим профессии и литейщика, и оправщика, и глазуровщика.


Часть продукции потом отправляется в живописные цеха – на роспись, а те изделия, которым должно остаться белыми, создаются здесь «под ключ». На стеллажах с образцами герои «Щелкунчика» работы Михаила Шемякина соседствуют с вазами периода Александра I, авангардные скульптуры 20-х годов – с современными фигурками дзюдоистов.




Завод выпускает большое число так называемых «реплик» (повторов) – модели былых времен по-прежнему пользуются спросом, превратившись в «классику». Но повторить «тиражную» фарфоровую статуэтку, даже при наличии образца – не так просто, как кажется. При обжиге фарфор «спекается», и готовое изделие уменьшается в размерах – на 16-18%. Поэтому скульптору сначала необходимо создать увеличенную модель, после чего «расчленить» ее на детали, удобные для отливки и сборки.


Для каждой детали изготавливается отдельная разъемная гипсовая форма – в зависимости от сложности скульптуры число элементов может составлять от трех до десяти. Формы хранятся прямо в цехе – на огромных стеллажах, пронумерованные и подписанные. Например, так: «Ленин в Смольном. Деталь/Ноги».




От детали – к целому


Фарфоровые фигурки – полые внутри. И создание статуэтки начинается с отливки деталей. Для этого форма, предназначенная для фрагмента скульптуры,  заливается шликером - фарфоровой смесью, напоминающей сметану.  Гипс постепенно забирает влагу – и на внутренних стенках формы в итоге за несколько часов образуется сероватая «корка».  Когда она наберет нужную толщину - лишний шликер выливается, детали дают подсохнуть и осторожно извлекают из формы. В процессе обжига серые частицы выгорят, и фарфор приобретет свой знаменитый белый цвет.


Теперь все части скульптуры надо собрать воедино - и, желательно, «без швов». Склейка деталей производится все тем же шликером, только более густым – поверхности стыковых площадок промазываются фарфоровой массой, и детали соединяются. 




После этого собранная статуэтка должна подсохнуть – либо постояв денек на воздухе, либо отправившись в «сушило» с теплым воздухом.


Путь к глянцу


После сушки начинается обработка статуэтки «по сухому»: необходимо зачистить швы, оставшиеся после отливки и при помощи влажных кисточек и губок довести до совершенства поверхность изделия, убрав неровности.


И вот поверхность доведена до совершенства. Но изъян может крыться внутри черепка –  например, невидимые трещины, которые проявят себя только при обжиге, превратив изделие в окончательный брак. Скрытые дефекты помогает выявить керосиновый или фуксиновый контроль. Статуэтку подкрашивают фуксиновыми чернилами – и скрытые трещины немедленно «проявляются», давая более темный цвет. При этом изделие из чисто белого становится белым с фиолетовыми разводами. Но это не страшно: при обжиге пигмент выгорит без остатка.


Теперь, чтобы получить на выходе блестящее изделие, надо покрыть его тонким слоем глазури. Глазурование не является обязательным «пунктом программы» -  неглазурованный фарфор с белой матовой, мелкопористой поверхностью (бисквит) тоже бывает, но встречается довольно редко.


Глазурь состоит из тех же самых материалов, что и фарфор, только в другом процентном соотношении, кроме того, в нее добавляют мрамор и доломит. Во время обжига глазурь расплавляется, образуя в итоге блестящую глянцевую поверхность.




Высокохудожественные изделия глазуруются вручную: статуэтку берут в руки и окунают в чан с глазурью. Поверхность необожженного фарфора пористая – и глазурь впитывается в нее за считанные секунды. Слой глазури должен быть очень тонким, иначе при обжиге глазурь может собраться в складки.


Большие скульптуры глазуруют в два приема, опуская в чан сначала одной, потом другой стороной. Миниатюрные изделия «купают» целиком. Конечно, в тех местах, где пальцы глазуровщицы касаются изделия, возникают «плешинки», которые потом подмазывают кисточкой. К счастью, все полые скульптуры имеют отверстие (чаще всего, в подставке) – оно необходимо для того, чтобы при обжиге горячий воздух не «разорвал» фигурку – и, если диаметр отверстия позволяет, статуэтку глазуруют, надев на палец или изобретают другие способы решения «проблемы ахиллесовой пяты».




Теперь изделие помещается на подставку (высокие скульптуры, которые могут «покривиться» при обжиге еще и дополнительно фиксируются при помощи дополнительных огнеупорных «подпорок»). И – в печь, на температуру 1400 градусов – через сутки из нее выйдет  белоснежное фарфоровое чудо.