Практикующих йогинов, как и сотни лет назад, можно встретить на грязных базарах, где они вполне серьёзно демонстрируют невероятные асаны, в обмен на несколько монет на пропитание. Как и раньше, множество разномастных отшельников, принадлежащих к самым разным сектам и традициям, практикуют в горах, лесах, забытых и действующих монастырских общинах и просто в хижинах, посреди современных городов.
Параллельно существует множество школ, которые по характеру их работы больше всего похожи на спортивные секции в СССР: туда можно свободно, за небольшие деньги пойти и заниматься, как для здоровья, так и с целью достижения спортивных рекордов. Есть школы, которые предназначены именно для развития йога-спорта, ученики и выпускники которых выполняют фантастические, недостижимые для нормального человека вещи и, как правило, становятся полными инвалидами до 30 лет.
Среди этих многочисленных школ довольно много таких, которые собраны в большие ассоциации, как правило, созданные, в своё время, великими мастерами вроде Б.К.С. Айенгара или Дхирендры Брахмачари, для придания практике йоги стройности и системности. В некоторых школах преподают настоящие великие Мастера, к которым стекаются люди, которые и сами со временем станут великими Мастерами. Такие школы хорошо известны и резко выделяются из всех других школ йоги. Как правило, любой местный житель знает, что там практикуется «истинная йога».
На самом деле, несистемная практика йоги достаточно опасна. Йога была создана, с одной стороны, для адекватной подготовки воинов касты кшатриев к бою и управлению государством. С другой – ради управления сознанием и достижения специфических форм управления своим телом. Она стала невероятно эффективным способом воздействия на организм. Но неправильная практика, вместо излечения от практически любой болезни, может столь же эффективно породить сотню новых недугов.
Многочисленные отшельники, члены сект, стремящиеся к просветлению, ставят целью победу над своим разумом и достижение божественности, и то, что в процессе этого происходит с их психикой и физическим телом, им неинтересно. Индия переполнена психически больными в результате практики йоги и калеками в результате неправильной практики физических упражнений. Великие мастера йоги именно потому и пытались на государственном уровне систематизировать преподавание и взять его под контроль. Пока что этот процесс не завершен.