Для начала можно предложить ребенку нарисовать всех членов семьи, занятых делом, на обычном бумажном листочке цветными карандашами. Не мешайте и не торопите его, не комментируйте изображаемое. Пусть рисует столько времени, сколько потребуется. После чего попробуйте «прочувствовать» картинку. Какие ощущения он у вас вызывает? Если мрачные, тоскливые, агрессивные, тусклые, невеселые, то ребенок явно чувствует себя как-то неуютно. Но не спешите паниковать! Не забывайте, что любые эмоциональные переживания сильно сказываются на любой деятельности ребенка, в том числе – творческой. Поэтому вполне возможно, что он просто устал или сильно на кого-то обижен.
Затем посмотрите, кто отсутствует на рисунке или, наоборот, «добавился» в члены семьи. Если на нем нет, к примеру, папы, так как он «уехал в командировку» или «улетел на луну» - значит, ребенку не хватает внимания с его стороны, либо родитель обращается с ним довольно грубо. Может быть, он опять же на него за что-то обижен. Если ребенок не рисует маленького братика (или сестричку), недавно появившегося на свет, ему не хватает внимания со стороны и папы и мамы. В этом случае не забывайте напоминать малышу, как сильно вы его любите. Если же на рисунке, наоборот, появился кто-то «лишний» - значит, ребенок неудовлетворен своим эмоциональным положением. Ему нужно отношение «на равных» с родителями или развлечения в компании других таких же ребятишек.
После расспросите ребенка, чем занят каждый из членов семьи. Если все люди на рисунке увлечены одним и тем же делом – это очень хорошо. Значит, в семье царит гармония и любовь. Если же ребенок отдалил от остальных:
- себя – это свидетельствует, что он чувствует себя изолированно от остальных;
- родителей или иных взрослых – о том, что он не чувствует связи с ними.
Все это говорит о том, что вам нужно больше внимания уделять своему чаду. Не забывать показывать, как сильно вы им дорожите.
Как оценить «манеру письма»?
Трехлетние дети чаще всего изображают людей как «головоногов» («пузыря» с ножками), четырех – в виде 2 овалов с ручками и ножками. На рисунках пятилетних детей у человека уже появляются руки, ноги, глаза, голова. А у шестилетних – нос, пальцы, рот. К семи годам юные художники уже стараются нарисовать такие детали, как волосы, шея, одежда. Психологи обычно ориентируются на эти критерии во время оценки умственного развития ребенка. При этом они смотрят на наличие:
- исправлений, особенно не ведущие к улучшению качества рисунка (признак повышенной тревожности);
- мелких отдельных штрихов, особенно если рисунок состоит из одних них (признак нерешительности);
- преувеличенно больших глаз, у которых заштрихованы зрачки (малыш чего-то боится);
- наличие многочисленных украшений и дополнительных деталей (ребенок хочет быть замеченным, у него есть тяга к внешним эффектам).
Также они обращают внимание на цвета, которые используются. Если их 5-6 – это нормально, больше – ребенок очень эмоциональный и чувствительный, меньше – чувствует себя не очень уютно в настоящий момент (синий цвет – тревога, красный – агрессия, а черный – депрессия, графитный – отсутствие ярких красок в жизни). Также цвета могут указать на особенности характера чада:
- темно-синий – сосредоточенность на внутренних переживаниях, самоанализ, потребность в спокойствии;
- серый – безразличие ко всему, желание уйти, безысходность, отстраненность;
- зеленый – упрямство, настойчивость, оптимизм, уравновешенность, стремление к безопасности;
- черный – протест, подавленность, разрушение;
- красный – эксцентричность, желание выделяться, агрессия, сила воли, возбудимость, повышенная активность;
- коричневый – медлительность, физический дискомфорт;
- желтый – любознательность, вера в лучшее, непосредственность, положительные эмоции;
- фиолетовый – интуиция, интеллектуальная и эмоциональная незрелость, фантазия.
Но только в том случае, если присутствуют на рисунке в большей степени, чем все остальные.
Дорогие родители, на первый взгляд анализировать "тайный" язык совсем не сложно. Вроде бы можно сразу понять, о чем рассказывает детский рисунок, и решить все проблемы дома. Но если вас что-то насторожило или встревожило в рисунке, обязательно обратитесь к психологу. Ведь порой за одной кажущейся простотой может скрываться множество разных нюансов и особенностей, и оценить состояние ребенка правильно сможет лишь специалист.