Общая установка сознания интроверта ориентирована не на объективные данные, а на факторы чисто субъективные. Интровертный тип, конечно, замечает внешние условия, но все решает субъективная детерминанта, личностная предрасположенность. В таком контексте субъективный фактор не является эгоцентризмом или нарциссизмом. Это реакция, которая, смешиваясь с внешним воздействием, рождает начало новому психологическому факту. Полноценная реальность, как и внешняя среда. В положительном развитии – это самость (понятие из теории К.Г. Юнга).
Мышление интроверта способно оперировать и абстрактными величинами, и конкретными. При этом не происходит возвращения к объекту, а идет пополнение мира внутренних образов. Внешнее, в данном случае, не цель и не причина. Мышление занимается постановкой вопросов, открытием перспектив, устремляет взгляд в глубины, а факты принимает настороженно. Использует их, как иллюстрации или доказательства. Однако отрицательное развитие интровертной установки ведет к искусственному завышению роли субъекта для сознания, погружает сознание в мистицизм и делает его бесплодным. Может привести к полному безразличию к данности и устранению из нее.
Чувства интроверта также лежат в сфере субъективного. Они не стараются приспособиться к объекту, а поднимаются над ним. Глубину такого чувства трудно постичь стороннему наблюдателю. Интроверты отстранены и неразговорчивы, словно укрываются от возможной грубости объекта. Обороняясь от вмешательства в собственный мир, могут демонстрировать равнодушие, отрицательные суждения. Все переживания оказываются запертыми изнутри и требуются время и усилия, чтобы найти способ донести их до других. При отрицательном развитии интровертной чувственной установки развиваются чрезмерный эгоцентризм, самолюбование, бессодержательная страсть.
Механизм образования ощущения, относящийся к объектному миру, претерпевает изменение в интровертной установке. Роль внешнего низводится до уровня простого возбудителя. Кажется, что интроверты попросту не допускают его в свой мир, видят предметы отличным от других образом. Но в действительности интроверт просто в большей степени постигает глубинные пласты психической жизни, а не ее поверхность.
Интуиция интроверта ориентирована на бессознательное, на объекты внутренние. Субъективное и объективное имеют аналогичное отношение к сознанию. Просто в первом случае познается психическая реальность, во втором – физическая. Интуиция интроверта воспринимает все то, что происходит на дальних планах сознания.