Наиболее часто колонки хрипят вовсе не по собственной вине, а по вине усилителя. Связано это с тем, что любые усилительные элементы - лампы, биполярные и полевые транзисторы, в том числе, входящие в состав микросхем - работают в линейном режиме лишь в определенном диапазоне управляющих напряжений (для биполярного транзистора - управляющих токов). Чтобы ввести усилительный элемент в линейный режим, используют прием, называемый смещением - его слегка приоткрывают. Если смещение слишком мало, усилитель получается более экономичным, но с недостаточной линейностью. Именно нелинейные искажения и воспринимаются на слух как хрип. Если же оно слишком велико, усилительный элемент бесполезно расходует энергию, а линейность все равно не увеличивается выше определенного предела. Поэтому все предварительные каскады усилителя обычно работают в так называемом классе A, то есть, при смещении, обеспечивающем максимальную линейность, а выходной каскад - в классе AB, при котором линейность чуть снижена, что благотворно сказывается на экономичности. Впрочем, из этого правила бывают и исключения.
Но если подать на вход усилителя слишком сильный сигнал, то по крайней мере часть его каскадов будет работать в режиме перегрузки. Это означает, что управляющее напряжение на входах каскадов, даже с учетом смещения, будет выходить за пределы линейного участка. А значит, хрип неизбежен. Вообще, должно соблюдаться правило: во всей цепочке каскадов перегруженным не должен быть ни один. Иногда для того, чтобы это было так, достаточно снизить усиление одного из каскадов и пропорционально увеличить усиление последующего.
В теории это звучит сложно, а на практике все просто. Вы подключили к усилителю приемник или плеер. На усилителе выставили небольшую громкость, а не источнике сигнала - большую. Тем самым вы создали все условия для возникновения искажений в выходном каскаде плеера или приемника. Уменьшите громкость на плеере или приемнике, а на усилителе пропорционально увеличьте, чтобы на слух она снова стала такой же. Искажения значительно снизятся. Но не делайте результирующий уровень звука слишком большим, иначе на этот раз перегружены будут каскады усилителя, а то и колонки, да и для слуха это вредно.
При повышенном уровне сигнала на выходе усилителя искажения могут возникнуть непосредственно в акустических системах. Колеблясь со слишком большой амплитудой, диффузор будет задевать расположенные рядом детали, ударяясь о них. Ограничение хода диффузора на слух также воспринимается как хрип. Если у динамика нет так называемого пылезащитного колпачка, хрип могут вызывать и частицы пыли, попавшие в подвижную систему. Тогда ее необходимо продуть, а затем, чтобы ситуация не повторилась, завернуть в ткань всю головку. Осуществлять эту операцию следует при неработающем усилителе.