В качестве «модели» для создания формы под заливку гипсом можно использовать уже готовое понравившееся изделие (например, статуэтку). Его тщательно смазывают вазелином или силиконовой смазкой и укладывают на ровную поверхность (застеленную или иначе защищенную), вокруг делают деревянную или стальную рамку, которую тоже смазывают, чтобы будущая форма не прилипла. Затем заливают в рамку гипсовый раствор консистенции густой сметаны с учетом того, чтобы модель можно было извлечь из формы после высыхания.
Если модель для создания формы делалась самостоятельно, она должна быть прочной, просушенной, залакированной.
Когда раствор затвердеет, модель достают. Будущую форму хорошенько просушивают, нейтрализуют дефекты (например, ямки от пузырьков воздуха) с помощью того же гипсового раствора, лакируют изнутри. После высыхания лака, форма готова к заливке в нее гипса для создания конечного изделия, но нужно не забывать очищать и смазывать ее перед каждой новой заливкой. Фигуры сложной формы чаще всего собирают из нескольких частей, отлитых отдельно.
Удобнее всего заливать форму в два этапа: сначала – тонкий слой, заполняющий все мелкие полости, потом – основную массу. Если изделие крупное, полезно будет укрепить его арматурой. Готовая фигура отлично поддается окраске. Для финальной обработки ее желательно покрыть слоем воска или лака.
Рельефные плиты, орнаменты, декоративные вставки удобнее выполнять путем резьбы по гипсу.
Для создания эскиза будущего орнамента потребуется плотная чертежная бумага (если элементы повторяющиеся, удобно будет сложить ее в несколько раз). На ней рисуют контуры будущего узора и по линии на некотором расстоянии друг от друга делают проколы шилом или иглой. На плоской защищенной поверхности устанавливают рамку нужного размера (около 3 см высотой).
Гипс заливают в два этапа. Первый слой, заполняющий форму на две трети, готовят в соотношении 2 части гипса к 3 частям воды. Заливают его (не перемешивая), когда он приобретает консистенцию сметаны. Второй слой готовят в той же пропорции, но вымешивают очень тщательно. Заливают верхнюю часть через 10 минут после первой, протерев застывшую поверхность влажной тряпкой.
Через 10-15 минут, убрав мешающие рейки, можно переносить рисунок на поверхность гипса. Для этого лист с проколами ровно укладывают на гипсовую заготовку и посыпают сухим пигментом (просыпаясь через отверстия, он образует пунктирный рисунок). Скальпелем или ножом на гипсе аккуратно делается прорезь, параллельная рисунку (с отступом 2-3мм в сторону «фона»), затем тем же ножом аккуратно снимают слои фона, чтобы орнамент выступал.