Развивать образовательные навыки следует с самых первых дней жизни малыша. Первое знакомство с родным языком начинается с колыбельных, потешек, прибауток. К трехлетнему возрасту, когда у ребенка начинается формирование наглядно-образного мышления, ему следует рассказывать сказки, читать книжки детских писателей – как нельзя лучше подойдут стихи Агнии Барто. Далее можно расширять тематический и сюжетный диапазон.
В процессе чтения совершенствуются и разговорные навыки. С ребенком необходимо беседовать по поводу прочитанного, обсуждать иллюстрации, мотивировать его на пересказ и запоминание.
Разговорные навыки формируются только в результате общения. Дети-маугли, выращенные животными, в большинстве случаев так и не смогли научиться говорить.Только вызвав интерес к книге как к источнику информации и развлечения, можно показывать ему буквы и объяснять их значение.
На протяжении всего дошкольного периода необходимо развивать мелкую моторику. На ранней стадии – это пальчиковые игры. В более старшем возрасте – мозаики, лепка из пластилина. Ближе к школе следует начать укреплять руку. Нельзя обучать непосредственно письму. В школе существуют специальные технологии, вмешательство в которые может только повредить. Ребенку можно предложить в тетради в клеточку обводить контуры, рисовать по клеткам фигурки, вырисовывать печатные буквы.
Обучение счету можно начинать уже в годовалом возрасте, естественно в игровой форме. Для начала достаточно ограничиться счетом предметов в количестве двух, постепенно увеличивая их.
Существует список необходимых навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник. Главное, что следует помнить любому родителю – весь процесс дошкольного обучения ребенка должен происходить только по его желанию. И единственно приемлемым способом будет обучение в игре.
Другой камень преткновения, с которым обязательно столкнется ребенок при поступлении в школу – это общество ровесников. Если ребенок посещал детское дошкольное учреждение, то он уже имеет опыт нахождения в социуме. Для такого первоклассника адаптация в новом коллективе не должна вызывать проблем, тем более, что небольших населенных пунктах нередко класс формируется на основе детсадовской группы.
Перед школой необходимо начать приучать ребенка к режиму без дневного сна. Как правило, за летний период это можно сделать безболезненно.
Значительно сложнее придется домашнему ребенку. Чтобы облегчить вхождение школьный коллектив, необходимо хотя бы в последний год перед школой записать его в какую-либо секцию или кружок, где он получит навыки моделирования поведения в обществе.