Инструкция
1
Слово «мониторинг» пришло в русский язык из английского (monitoring), а изначально monitor на латинском означало «напоминающий, предупреждающий». Мониторинг - это постоянное или регулярное наблюдение за каким-либо объектом или процессом с целью оценки, сравнения и прогнозирования. Данная деятельность применяется повсеместно, в разных областях, как в науке, так и в сфере управления. Происходит систематическая диагностика ситуации с использованием четкой системы индикаторов-критериев оценки.
2
Существует мониторинг окружающей среды с целью ее охраны и контроля влияния хозяйственной деятельности на природу. Изначально появился мониторинг в почвоведении, экологии, а затем он распространился и в другие области практической деятельности. Ведутся наблюдения за динамикой состояния окружающей среды, чтобы при выявлении негативных изменений принять меры по их минимизации или устранению. Наблюдение окружающей среды включает биоэкологический, биосферный, природно-хозяйственный (геосистемный), литомониторинг. Процесс включает в себя, кроме наблюдений, обобщение и обработку данных, составление заключений и прогнозов. Наблюдения производятся с наземных и морских станций, с использованием фотографий, снимков с космических и т.д. Системы мониторинга окружающей среды есть во многих странах.
3
В социологии мониторинг отслеживает изменения в обществе, изучает социально-политические явления, дает прогнозы. В психологии применяется психолого-педагогический мониторинг, его цель - контроль педагогического воздействия на всестороннее развитие ребенка и предупреждение неблагоприятных факторов. В медицине отслеживается общее влияние окружающей среды на здоровье человека. В сфере производства и хозяйства мониторинг также важен. В строительстве это контроль и наблюдения за постройкой здания и его состояния, состояния грунтов и окружающей застройки. При этом используется специальное оборудование, позволяющее выявить возможные негативные тенденции и принять меры по их исправлению на начальном этапе.
4
Мониторинг широко применяется в современном бизнесе, в частности, для отслеживания ситуации на рынке и конкуренции. Для этого осуществляется наблюдение за действиями конкурентов в СМИ: предложением продуктов, их рекламой, отзывы покупателей о товарах в интернете. В дни, когда информация распространяется мгновенно, игрокам рынка просто необходимо ее своевременно фиксировать и использовать.