Как часто мы оказываемся в таких ситуациях, когда для нас жизненно необходимо убедить собеседника в чем-то, повлиять на его решение, склонить на свою сторону. К счастью, есть аспекты, на которые мы в состоянии повлиять: настроение собеседников и их отношение к теме разговора.
Подходящая для убеждения обстановка
Существует ряд фундаментальных основ, которые важны для любого разговора.
- Подходящая обстановка. Постарайтесь выбрать такое место для разговора, где будет минимальное количество раздражающих факторов, если, конечно, ваша цель не выбить собеседника из колеи.
- Поддержка зрительного контакта. Конечно, пристально смотреть не нужно, поскольку зрительный контакт дольше 10 секунд может привести собеседника в замешательство. Но и избегать встреч глазами - тоже плохая тактика, поскольку такое поведение воспринимается как попытка скрыть что-то важное.
- Следите за позой. Ваша поза во время разговора должна быть открыта. Не скрещивайте руки и не опускайте голову, или собеседник подумает, что вам неприятен разговор с ним.Также важной хитростью является ненавязчивое "отзеркаливание" жестов собеседника.
- Будьте вежливы и говорите комплименты. Чтобы ваша похвала не выглядела грубой лестью, хвалить следует не самого собеседника, а что-то дорогое для него, например, его детей, любимого кота или машину.
- Стройте предложения не в обвинительном тоне, а как "я-сообщения". Вместо: "Ты постоянно опаздываешь, мне это уже надоело!" - использовать формулировку: "Я очень расстраиваюсь и переживаю, когда ты опаздваешь и не предупреждаешь об этом. Вдруг что-то случилось." Согласитесь, разница значительная.
Учитесь убеждать на подсознательном уровне
Чтобы ваш собеседник не поймал вас на манипулировнии, вам нужно воздействовать напрямую на его подсознание.
Самое важное оружие убеждения - голос. Следите за тем, чтобы он был звучным, но не чрезмерно громким и высоким. Постарайтесь придать мягкости тембру своего голоса. Для этого можно использовать специальные упражнения, которых много в интернете. Так же помните про эмоциональный окрас: голос должен быть с дружелюбными интонациями. Не забывайте также об улыбке.
Почаще называйте своего собеседника по имени.
Используйте фразы, повышающие значимость человека: "Мне нужно знать твое мнение", "Я хочу посоветоваться с тобой" и т.д.
Стройте беседу так, чтобы самая важная информация приходилась на начало и конец разговора. Именна эта информация воспринимается лучше всего.
Чтобы не выглядеть голословным, выдвигая свои идеи, подкрепляйте их жизненными примерами. К примеру, убеждая подругу все-таки устроить вечеринку в честь Дня рождения, расскажите, как одна ваша знакомая впоследствие очень пожалела, что не стала отмечать свой юбилей.
Также важно выглядеть заинтересованным в процессе беседы. Демонстрируйте рефлексивное слушание посредством следующих вопросов:
- выясните подробности о предмете, о котором говорит человек, и задачти несколько уточняющих вопросов;
- постарайте перефразировать услышанное своими словами, чтобы показать, что вы уловили основную идею;
- подведите итог всему услышанному одной фразой;
- постарайтесь угадать чувства собеседника и озвучить их.
Определите социальную роль убеждаемого
Согласно теории знаменитого канадского ученого Э. Берна, личность имеет 3 состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Нормальный разговор получается тогда, когда он ведется на таких уровнях:
- Взрослый – Взрослый;
- Родитель – Родитель;
- Ребенок – Ребенок;
- Родитель – Ребенок.
Ваша основная задача - понять, на каком уровне находится ваш собеседник, и самому занять соответствующий уровень. Определить уровень собеседника можно по его жестам, манере речи, позе и выражению лица. Родитель склонен к гипреконтролю. Ребенок открыт к общению, непосредственен и эмоционален, он часто оперирует фразами: "Я хочу", "Я люблю", "Я грущу" и т.д. Иногда можно встретить слабого Ребенка, который пытается всячески угодить собеседнику. Взрослый готов полностью взять ответственность на себя, он хладнокровен, готов анализировать ситуацию. Начинать важный разговор стоит именно с уровня Взрослого.
Главное, помните, что к любому важному разговору нужно подготовиться заранее: продумать аргументы и контраргументы, проанализировать личность собеседника и подумать ход развития разговора. Все это поможет вам эффективно убедить человека в чем угодно.