Как известно, чем быстрее едет машина, тем больше ее тормозной путь. Владельцы знаменитых автомобильных брендов делают все от них зависящее, чтобы количество пройденных тормозящим автомобилем метров зависело только от реакции самого водителя. Они постоянно развивают и совершенствуют тормозную систему, не забывая, безусловно, о тормозных колодках, от эффективной работы которых во многом зависят жизни людей.
Колодки состоят из каркаса и фрикционных накладок. И если каркас как конструктивная деталь не подвергался значительной модернизации уже достаточно долгий период времени, то накладки, наоборот, постоянно меняют свой состав и процентное соотношение химических элементов. Автомобильные компании, которые производят комплекты колодок, тщательно скрывают от конкурентов рецептуру и данные о химических элементах, применяемых в их изделиях. А для инженеров – разработчиков новых технологий изготовления фрикционных накладок существуют серьезные ограничения, прописанные в индивидуальном контракте. В частности, им запрещено в каком-либо виде обсуждать или описывать рабочий процесс, а также готовые изделия компании, чтобы исключить любую возможность утечки информации о применяемых при изготовлении тормозных колодок материалах.
Существует разделение состава фрикционной смеси на органические, асбестовые и безасбестовые элементы. Оно является в значительной мере условным, так как на самом деле рабочая смесь состоит более чем из 15-ти компонентов. После соединения этих компонентов в определенной пропорции смесь заливают в специальные формы и прессуют, сначала холодным, а потом горячим методом. Отпрессованная деталь шлифуется и далее проходит контроль качества.
Надежность фрикционного материала, а также чистое шлифование детали очень важно для безопасности вождения. На колодки во время торможения действуют огромные силы и нагрузки. Ведь они работают только за счет силы трения, буквально обхватывая тормозной диск и заставляя его остановиться. При этом возникают сильнейшие вибрации, и резко повышается температура поверхностей, что не может не воздействовать на фрикционные накладки, которые просто стираются. Поэтому одной из важных характеристик материала накладок является армирование, увеличивающее сопротивление фрикционной смеси к трению и высоким температурам.