Производственный коллектив, как и всякое сообщество людей, имея, вроде бы, четко поставленные цели – выработка продукции, ее реализация, получение прибыли и ее распределение, представляет собой, достаточно сложную систему, в которой переплетены различные интересы.
Коллектив имеет как вертикальную структуру – руководство и исполнители, так и горизонтальную – различные подразделения, руководители этих подразделений, рядовые сотрудники. В этой системе как по вертикали, так и по горизонтали, могут возникать противоречия, явные или неявные, которые время от времени переходят в открытое противоборство, то есть возникает конфликт. В отличии от постоянно существующих противоречий, конфликт в нем обычно длится недолго. Вспышка разгоревшихся страстей угасает совсем или едва тлеет, чтобы при новом «благоприятном» случае разгореться вновь.
Как правило, конфликты на производстве воспринимаются негативно всеми их участниками и свидетелями. Их результатом является вред общему делу, испорченные отношения между людьми, стрессы, приносящие ущерб здоровью. Конфликты – нежелательное явление; однако все попытки устранить саму их основу, создать «бесконфликтное» сообщество заканчиваются неудачей. В поиске причин конфликтов и способов их разрешения желательно участие психолога. Также можно даже говорить об особой области психологии – конфликтологии.
Безусловно, объективные причины конфликтов состоят в реальных противоречиях между интересами групп и личностей, составляющих трудовой коллектив. Но немаловажную роль играют также и субъективные факторы. Так, в отношениях начальник – подчиненный большое значение имеют компетентность начальника как руководителя, его стиль руководства, личностные качества. Со стороны подчиненного важны: его профессиональная пригодность, стаж его работы в данном коллективе, его исполнительность, степень осознания им его причастности к общему делу и разница в значимости для него интересов группы и своих личных интересов. К тому же противоречия в отношениях такого рода зависят и от общей атмосферы, установившейся в данном коллективе к моменту начала развития конфликта.