Нужно позволять ребенку рисковать. Здесь ни в коем случае не имеется в виду неосмысленный неконтролируемый риск «Сорвиголовы». Но в детстве ребенку необходимо и упасть, и подраться, и поссориться с другом, и испытать переживания. Все это важно для формирования личности без психологических отклонений на фоне развития каких-либо фобий.
Нужно учить ребенка самостоятельно решать свои проблемы, какие-то задачи, начинания и не бросаться мгновенно, по первому зову, выполнять их вместо него. Пусть малыш сначала сам постарается действовать, и лишь в случае крайней необходимости можно ему помочь. Тем самым в нем формируется способность исправлять свои ошибки и отвечать за свои поступки самому, а не надеяться на то, что кто-то исправит их за него. Ведь в будущем этого не будет.
Не нужно перехваливать своего ребенка. Да, многие посчитают, что это сформирует в нем уверенность в себе. Но во взрослой жизни он может столкнуться с так называемым «обрубанием крыльев» и либо будет считать, что все остальные его недооценивают, либо его самооценка и самоуважение резко упадут, что чревато депрессией.
Не нужно баловать детей чрезмерным поощрением за какие-либо действия (например, сделанную уборку, отличную учебу в школе и другое). Такая форма материальных отношений формирует у детей отсутствие моральной мотивации к совершению каких-либо достойных поступков.
Необходимо делиться с детьми рассказами о своих ошибках. Это поможет им разработать свой план выхода из неприятных ситуаций, которые могут с ними случиться.
Необходимо давать ребенку свободу в той степени, которая соответствует возрасту ребенка. Часто интеллект и чрезмерная развитость ребенка затмевают его несамостоятельность, и родители ошибочно полагают, что чадо уже готово встать на самостоятельный путь. Или наоборот, слишком сдерживают его самостоятельность. Лучше всего наблюдать и ориентироваться на поведение сверстников ребенка и их родителей.
Важно помнить, что все жизненные принципы и ответственность формируются изначально семьей. Необходимо анализировать свои поступки и вести себя так, чтобы у ребенка вырабатывалась последующая модель поведения и ответственности как в семье, так и будучи самостоятельной личностью.
Никогда не забывайте, мы сами ответственны за то, каким человеком станет наш ребенок. И в первую очередь отдавайте себе отчет за совершенные им поступки.