Конечно, писатель всегда стремиться усилить впечатление от своего текста, как можно лучше передать читателю свои мысли и чувства, для этого используются как лексические, так и морфологические средства. Отсутствие или наличие союза также может служить этой цели.
Если цель автора – показать монотонность происходящего, замедленное движение или статику, он перечисляет несколько одинаковых конструкций и не употребляет при этом союзов:«В темной тишине соснового бора истомно нависла сладкая жара; смолистой ленью раздышались сосны». При разделении этого предложения на два простых потеряется ощущение покоя и дремоты в состоянии природы.
Сложные бессоюзные предложения также могут использоваться для создания подвижной, динамичной картины, с быстро сменяющимися действиями. Для этого достаточно перечислить в нем несколько схожих конструкций, содержащих глаголы, а отсутствие союза подчеркнет напряженность, одновременность действий. «Сильный ветер вдруг загудел в вышине, забушевали деревья, крупные капли дождя внезапно застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась».
Если же использовать вместо глаголов отглагольные прилагательные, то получится очень живая, но статичная картина, один кадр фотографии: «Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон...». Союзы в таком предложении лишь размоют четкие грани, исчезнет напряженность и полнота панорамы.
Иногда автор применяет сложное бессоюзное предложение, чтобы подчеркнуть экспрессивность и эмоциональность текста. Например, герой М.Ю. Лермонтова говорит: «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Благодаря коротким четким фразам, объединенным в одно предложение, создается впечатление о герое, как о живом, непосредственном, лаконичном человеке.
Художники слова, знающие все возможности и свойства бессоюзных сложных предложений, интересно и виртуозно используют их в своих произведениях.