Гробница Тутанхамона была открыта в 1922 году. Экспедицию возглавили два археолога – профессиональный ученый Г. Картер и египтолог-любитель лорд Дж. Карнарвон, финансировавший раскопки. Об этом открытии написано немало, и редкая публикация обходится без упоминаний о пресловутом проклятии – череде загадочных смертей среди участников вскрытия гробницы.
Не всегда об этом говорят в мистическом ключе – в естественных объяснениях недостатка нет: древние бактерии, против которых у современных людей не было иммунитета, плесень, ядовитая смесь ароматов цветов, возложенных царицей на саркофаг супруга, радиация и даже… эстетическое впечатление, производимое убранством гробницы. Но в первую очередь следует ответить на вопрос, было ли проклятие?
Если отрешиться от газетных сплетен тех времен и обратиться к достоверным фактам, возникает впечатление, что проклятие действовало избирательно: не пострадал главный «осквернитель» Г. Картер, дожила до преклонных лет дочь Дж. Карнарвона, спускавшаяся в гробницу вместе с отцом, и даже 57-летний американский археолог Дж. Брэстед прожил после вскрытия гробницы 13 лет и скончался в 70-летнем возрасте – вполне нормальная продолжительность жизни.
Сам лорд Дж.Карнарвон, археолог А.Мейс, американский финансит Дж.Гоулд и рентгенолог А.Дуглас-Рейд имели неосторожность после раскопок отправиться в Каир, где свирепствовала эпидемия лихорадки среднего Нила – последствия этой болезни и погубили их. Дж.Карнарвон, много лет страдавший легочным заболеванием, умер первым, в следующем году – А.Дуглас-Рейд, двое других прожили на несколько лет дольше, но и их здоровье было серьезно подорвано. Г.Картера спасло то, что он задержался в Долине царей на несколько месяцев.
Египтологи не приняли разговоры о «проклятии» всерьез еще и потому, что изучаемой ими цивилизации такое понятие не присуще. В знаменитой «угрожающей» надписи из гробницы бог смерти Анубис обещает защитить усопшего не от взломщиков, а от наступающей пустыни: «Это я не даю пескам задушить сию усыпальницу». Древнеегипетские преступники именно потому оставили ученым так мало нетронутых гробниц, что ни о каких «проклятиях фараонов» они не слышали.
Но если «проклятие» появилось, значит, кто-то в нем был заинтересован. Открытие египтологов вызвало интерес не только в научном мире – о нем писали газеты, изрядно увеличивая тиражи за счет читательского любопытства. Но поддерживать интерес широкой публики к раскопкам было невозможно, описывая повседневную работу археологов, требовались новые сенсации, а их не было. С этой точки зрения смерть лорда Дж.Карнарвона пришлась очень кстати, к тому же журналистам было на что опереться: примерно за век до описываемых событий был издан роман английской писательницы Дж. Л. Вебб «Мумия», где фигурировало проклятие фараона.
После того как материал о «проклятии Тутанхамона» был опубликован в одной из газет, другие издания беспрепятственно могли перепечатывать его друг у друга, умножая количество жертв – читатели ведь не могли проверить, действительно ли умер какой-нибудь француз-репортер или египтянин-рабочий. Со временем проклятию стали приписывать смерть даже таких людей, которые никогда не занимались раскопками и не посещали Египет – например, самоубийство лорда Уэстбери.
Тайну проклятия гробницы Тутанхамона разгадать нельзя – его не существует. Проклятие «создали» не древнеегипетские жрецы, а журналисты.