В православной народной традиции существует три Спаса - Медовый Спас (14-е августа: день изнесения Животворящего креста Господня), Яблочный Спас (19-е августа: Преображение Господа Иисуса Христа) и Ореховый Спас (29-е августа: перенесение нерукотворного образа Спасителя в Константинополь). Эти именования трех Спасов закрепились более в народном сознании и явились следствием христианизации языческой Руси, когда на смену языческих обычаев пришло новое мировоззрение, повлекшее за собой и новую православную культуру.
Ореховый Спас именуется так потому, что в этот день 29-го августа принято освящать в православных храмах орехи. До принятия Русью христианства конец лета включал в себя праздники по сбору различных урожаев, в том числе и орехов. То, что было даровано человеку землей вполне могло использоваться в качестве различных ритуалов. С пришествием на Русь христианства, человек не оставил практики по сбору различного урожая, а за дары природы необходимо было воздать хвалу Богу. Так появилась практика освящения различных продуктов, будь то мед, овощи и фрукты или орехи на праздники Спасов. Это является символом благодарности человека Богу за его дары.
На ореховый Спас на Руси было принято утром посетить богослужение, на котором освящают орехи. Далее готовили угощение для родных, близких и неимущих. Пекли пироги, хлеб, использовали орехи для угощенья. Другое название Орехового Спаса - Спас Хлебный. Такое именование обусловлено тем, что конец августа ознаменовывался жатвой хлебов.
Есть и еще одно название Орехового Спаса - Спас на полотне (на холстах). На Руси в этот день было принято торговать холстами и полотнами. Это именование третьего Спаса более всего подходит под православный канонический праздник, отмечающийся 29-го августа. В частности, в этот день совершаются торжества, посвященные перенесению чудотворного нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.
Священное предание христианской Церкви повествует о том, что во времена земной жизни Спасителя некий эдесский царь Авгарь заболел проказой. Правитель, слышавший о многих чудесах Христа, послал к Господу живописца для написания образа Иисуса, который впоследствии послужил бы источником исцеления. Спаситель, видя такую веру царя, сотворил чудо. Омыв свой лик водой, Христос отер лицо полотном, на котором чудесным образом отобразился нерукотворный лик Христа. Христос передал образ живописцу Анании и обещал послать к царю одного из своих учеников апостолов для исцеления. Впоследствии апостол Фаддей был отправлен в Эдесс для исцеления царя и просвещения всех жителей сирийского города.
Нерукотворный образ Спасителя был воздвигнут на воротах перед входом в город, однако впоследствии, после завоевания Эдесса мусульманами, образ был похищен. Спустя девять веков византийский император Михаил III выкупил этот образ, а в 944 году в царствование властителя Византии Константина Багрянородного образ был торжественно перенесен в Константинополь. Именно с этого дня и началось празднование перенесения нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.