Инструкция
1
Властелин глаголов
Будьте точны в описании действий ваших персонажей, ищете самые удачные слова, изображайте, а не просто фиксируйте.
Вместо "идёт" - направляется, подходит, приближается, удаляется, устремляется, шагает.
Вместо "смотрит" - глазеет, пялится, косится, бросает взгляд, присматривается, наблюдает, изучает, следит, сканирует взглядом, осматривает, оглядывает и так далее.
Используйте глаголы для создания портретов персонажей так же смело, как и реплики. Это ваши персонажи, и никто лучше вас не знает, что именно они делают и как они это делают.
Будьте точны в описании действий ваших персонажей, ищете самые удачные слова, изображайте, а не просто фиксируйте.
Вместо "идёт" - направляется, подходит, приближается, удаляется, устремляется, шагает.
Вместо "смотрит" - глазеет, пялится, косится, бросает взгляд, присматривается, наблюдает, изучает, следит, сканирует взглядом, осматривает, оглядывает и так далее.
Используйте глаголы для создания портретов персонажей так же смело, как и реплики. Это ваши персонажи, и никто лучше вас не знает, что именно они делают и как они это делают.
2
Правило четырех строк
Другое название этого принципа - "Избавляйтесь от черноты".
Разбивайте описание действий на абзацы не более чем по четыре строки каждый, если одиночное путешествие вашего персонажа затянулось на пару страниц.
В текстовом редакторе это можно сделать, задав в настройках отступ после абзаца, или с помощью пустых строк.
А в сценарной программе достаточно нажать Enter, чтобы "чёрная простыня" превратилась в структурированный и удобный для чтения текст.
Фрэнк Дарабонт, создавая пилотный эпизод "Ходячих Мертвецов", делал отступы после каждой второй строки. Кроме того, он прерывал многостраничные описания действий короткими репликами, выражающими эмоции главного героя.
Рик Граймс был вынужден в одиночку знакомиться с новым миром, полным зомби. Десятки страниц занимают описания того, как он выбирался из больницы и пытался понять, что произошло, пока он был в коме.
"ДВОЙНЫЕ ДВЕРИ в конце коридора. Надпись: "Кафетерий".
Дверь заблокирована тяжёлой перекладиной с этой стороны. Дверные ручки перекручены цепями с навесным замком.
Надписи краской, очевидно, сделанные второпях. На левой двери: "Не открывайте!" А на правой: "Внутри мёртвые!"
Рик приближается, медленно, осторожно толкает дверь.
Двери начинают двигаться, словно кто-то толкает их с другой стороны. Перекладина скрипит, цепи натягиваются.
Рик отшатывается, смотрит в ужасе на:
Пальцы высовываются через просвет между дверями: мертвенно-бледные, извивающиеся, ищущие".
Другое название этого принципа - "Избавляйтесь от черноты".
Разбивайте описание действий на абзацы не более чем по четыре строки каждый, если одиночное путешествие вашего персонажа затянулось на пару страниц.
В текстовом редакторе это можно сделать, задав в настройках отступ после абзаца, или с помощью пустых строк.
А в сценарной программе достаточно нажать Enter, чтобы "чёрная простыня" превратилась в структурированный и удобный для чтения текст.
Фрэнк Дарабонт, создавая пилотный эпизод "Ходячих Мертвецов", делал отступы после каждой второй строки. Кроме того, он прерывал многостраничные описания действий короткими репликами, выражающими эмоции главного героя.
Рик Граймс был вынужден в одиночку знакомиться с новым миром, полным зомби. Десятки страниц занимают описания того, как он выбирался из больницы и пытался понять, что произошло, пока он был в коме.
"ДВОЙНЫЕ ДВЕРИ в конце коридора. Надпись: "Кафетерий".
Дверь заблокирована тяжёлой перекладиной с этой стороны. Дверные ручки перекручены цепями с навесным замком.
Надписи краской, очевидно, сделанные второпях. На левой двери: "Не открывайте!" А на правой: "Внутри мёртвые!"
Рик приближается, медленно, осторожно толкает дверь.
Двери начинают двигаться, словно кто-то толкает их с другой стороны. Перекладина скрипит, цепи натягиваются.
Рик отшатывается, смотрит в ужасе на:
Пальцы высовываются через просвет между дверями: мертвенно-бледные, извивающиеся, ищущие".
3
Как описывать эмоции? Изображайте!
Джек Лондон писал свои "Сердца Трёх" одновременно со съёмками фильма.
Порой, по его словам, сценарист Чарльз Годдард даже опережал писателя, и им приходилось возвращаться назад и согласовывать сюжетные линии.
Так вот, Джек Лондон признавался, что завидовал Годдарду, которому, в отличие от писателей, не было нужды выискивать сотни слов для подробного описания душевных переживаний и мотивов персонажей. Ему достаточно было определиться с тем, что он хочет увидеть на экране и указать в авторской ремарке актёру "Изобрази радость/печаль/удивление". Одно волшебное слово - изобрази!
Сегодня даже шоураннер крупного ТВ-проекта не может воспользоваться этим волшебным словом и напрямую обратиться к актёру в авторской ремарке сценария. И Шонде Раймс, и Джоссу Уидону, и Джейн Эспенсон приходится самим "изображать" необходимые эмоции - всё теми же глаголами, которые для сценариста - инструмент ремесленника.
Но принцип остался прежним:
Передавайте эмоции действием, а не определением.
Образом, а не описанием.
Иногда могут понадобиться и описания, но, если возможно их избежать и воссоздать сцену через глаголы и наречия образа действия, - воспользуйтесь этой возможностью.
Вместо "испытывает страх" - в испуге отшатывается, вздрагивает, закрывает лицо руками, дрожит или "замирает и прислушивается".
Вместо "радуется, предвкушая победу" - "улыбается и потирает руки" или "выглядит довольным и расслабленным". Ведь ваши персонажи, как и реальные люди, отличаются друг от друга и по-разному переживают и выражают одни и те же эмоции.
Джек Лондон писал свои "Сердца Трёх" одновременно со съёмками фильма.
Порой, по его словам, сценарист Чарльз Годдард даже опережал писателя, и им приходилось возвращаться назад и согласовывать сюжетные линии.
Так вот, Джек Лондон признавался, что завидовал Годдарду, которому, в отличие от писателей, не было нужды выискивать сотни слов для подробного описания душевных переживаний и мотивов персонажей. Ему достаточно было определиться с тем, что он хочет увидеть на экране и указать в авторской ремарке актёру "Изобрази радость/печаль/удивление". Одно волшебное слово - изобрази!
Сегодня даже шоураннер крупного ТВ-проекта не может воспользоваться этим волшебным словом и напрямую обратиться к актёру в авторской ремарке сценария. И Шонде Раймс, и Джоссу Уидону, и Джейн Эспенсон приходится самим "изображать" необходимые эмоции - всё теми же глаголами, которые для сценариста - инструмент ремесленника.
Но принцип остался прежним:
Передавайте эмоции действием, а не определением.
Образом, а не описанием.
Иногда могут понадобиться и описания, но, если возможно их избежать и воссоздать сцену через глаголы и наречия образа действия, - воспользуйтесь этой возможностью.
Вместо "испытывает страх" - в испуге отшатывается, вздрагивает, закрывает лицо руками, дрожит или "замирает и прислушивается".
Вместо "радуется, предвкушая победу" - "улыбается и потирает руки" или "выглядит довольным и расслабленным". Ведь ваши персонажи, как и реальные люди, отличаются друг от друга и по-разному переживают и выражают одни и те же эмоции.