На первом этапе систематического обучения ребенок получает базовые знания и навыки. Они становятся тем минимумом, без которого невозможна полноценная адаптация в современном мире. Даже для того, чтобы получать самые простые сведения – например, прочитать название улицы, нужно научиться читать. Для обратной связи с миром маленькому человеку необходимо освоить искусство письма и основы риторики.
Знания, которые школьники получают в старших классах, тоже не должны осесть мертвым грузом на задворках их памяти. География, физика, литература, математика – все эти науки, если подходить к изучению основательно и вдумчиво, значительно расширяют сознание человека. Помимо прикладных знаний, которые пригодятся в жизни, они выполняют и более масштабную задачу – формируют представление о мире. Конечно, это ощущение пространства, времени и общества, в котором человек живет, будет неполным.
Чтобы сделать эту картинку в сознании человека более четкой – укрупнить ее, добавить детали, необходима следующая ступень обучения. Поступив в среднее специальное заведение или вуз, человек развивается сразу в двух направлениях. Во-первых, он углубляется в те сферы науки и искусства, которые раньше были затронуты лишь немного. В процессе учебы студент не только накапливает факты, но и учится анализировать их, сопоставлять, понимать причинно-следственные связи. В результате формируется навык самостоятельного мышления, который просто необходим в жизни.
Во-вторых, студент учится ремеслу. Получает навыки, которые позволят ему стать совершенно самостоятельным человеком, обеспечивать себя с финансовой точки зрения, реализоваться в качестве специалиста. Взаимодействие личности и окружающего мира станут полноценными, взаимными – получая ресурсы извне, человек будет приносить определенную пользу обществу и сможет участвовать в жизни своего государства.
После получения диплома необходимость учиться не пропадает. Ведь в пределах школы и вуза невозможно изучить абсолютно все отрасли науки. Именно с приобретением определенного объема знаний человек осознает, что это лишь ничтожная часть сведений о всем многообразии мира. Поэтому на протяжении всей жизни полезно заниматься самообразованием.