Что такое кредитный рейтинг


Кредитный рейтинг отражает риск невыплаты по долгам, более высокий рейтинг соответствует меньшим инвестиционным. По результатам своих исследований рейтинговые агентства присваивают оценку той или иной компании, при этом рейтинг далеко не всегда оказывается объективным.


Самый высокий рейтинг обозначается – AAA, затем в порядке убывания: АА, А, ВВВ, ВВ и т. д. Самый низкий уровень – D обозначает дефолт, полная неплатежеспособность компании.


Инвестиционными считаются рейтинги от AAA до ВВВ. Рейтинги ниже этих показателей считаются «мусорными». В компании с мусорным рейтингом поступает меньший поток инвестиций и в их ценные бумаги вкладывается меньшее количество денежных средств.


Кризис 2008 года показал, что рейтинговые агентства оказались некомпетентны. Они присваивали высокие рейтинги организациям и предприятиям, которые находились на грани дефолта.


Главный минус подобных оценок эффективности и платежеспособности предприятия – это полное отсутствие гарантий за результат исследований, тем более что рейтинговые агентства не разглашают всю информацию.


Прогнозы рейтинговых агентств


Помимо рейтингов стран и предприятий, агентства занимаются составлением прогнозов на срок от месяца до полугода.


Негативный прогноз говорит о том, что в компании вероятны отрицательные изменения и итоговый рейтинг может быть пересмотрен в сторону понижения.


Стабильный прогноз – рейтинг, вероятно, останется низменным.


Позитивный – вероятна возможность положительных изменений, текущий рейтинг может быть пересмотрен в сторону повышения.


Из чего складывается прибыль рейтинговых агентств


Присвоение рейтингов – это услуга коммерческая. Основные заказчики рейтинговых агентств – это государства, компании и банки. Наличие хорошего рейтинга помогает компании повысить стоимость своих ценных бумаг и привлечь инвестиции. Рейтинг формирует репутацию предприятия, компании, банка и страны в целом.


Инвесторы, благодаря рейтинговым агентствам, получают независимую экспертную оценку, которая помогает определить возможные риски вложения денежных средств, оценить доходность инвестиций.


Недостатки рейтинговых агентств


Зачастую рейтинги, составленные авторитетными рейтинговыми агентствами, запаздывают. Они не смогли предупредить инвесторов о проблемах в крупнейших компаниях, таких как: Parmalat, Enron, AIG и др. В результате этого США изменили законодательство, с целью снижения зависимости от рейтинговых агентств при принятии инвестиционных решений.


Главные недостатки этих организаций: медленная скорость реакции на текущие изменения конъюнктуры рынка, устаревшая методология составления прогнозов, высокая конкуренция между самими рейтинговыми агентствами, конфликт интересов и высокое число заказных рейтингов.


В настоящее время в мире работает около сотни рейтинговых агентств. Наиболее авторитетные из международных: Moody’s, Standard & Poors, FitchRatings.


Самые влиятельные национальные рейтинговые агентства: Mood’sInterfaxRatingAgency, AK&M, RusRating, «Эксперт РА».