Вам понадобится
- - флажки синего и зеленого цвета
- - предметные картинки, обозначающие слова со звонкими и глухими согласными
Инструкция
1
Предложите ребенку поиграть в познавательную викторину: «Хитрые буквы». Цель: определить уровень умения ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. Время, отведенное на каждый тест не должно превышать 7-10 минут. Для удобства посадите ребенка за стол, а сами встаньте напротив (приучение к роли школьника).
2
Тест 1. Умение различать схожие по слуху звуки. Положите перед ребенком флажки. Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты будь внимателен и поднимай красный флажок только тогда, когда услышишь одинаковые слова: дочка-точка, зала-сало, балка-палка, булка-булка, мишка-миска, миска-миска». Произносите слова обычным голосом, но четко.
3
Тест 2. Умение различать звонкие/глухие согласные. Приготовьте или нарисуйте картинки, обозначающие слова с глухими/звонкими согласными (например: уши, усы, почки, бочки и т.д.). Инструкция: «Я буду показывать картинки и называть их, а ты должен поднять синий флажок, если согласная в слове глухая, и зеленый – если звонкая».
4
Тест 3. Повторение. Инструкция: «Я сейчас произнесу набор слов, а ты повтори их в точности, как я говорила: дом – том – ком – бочка – почка – точка - кочка». Сыграть три раза, каждый раз меняя порядок слов.
5
Результаты: высокий уровень (фонематический слух не нарушен) – ребенок понимает поставленную задачу, безошибочно различает слова, быстро реагирует в случае повторения, средний уровень (требуется слабая коррекция) – ребенок допускает незначительные ошибки, но исправляет их самостоятельно, низкий уровень (требуется коррекция у логопеда) – грубое нарушение фонематического слуха, более 3 ошибок, ребенок не различает схожие звуки, не замечает собственных ошибок.
6
Коррекция «Рисуем звуки». Каждому звуку присваивается свой кодовый символ. Например, звонкая согласная – это косая палочка, глухая согласная – знак дефиса. Дайте ребенку карандаш или ручку и предложите зашифровать тайное послание: БППШЖШШБ (например). Должно получиться: /---/--/