Хотя галеры и использовались как торговые суда, но все же главное их предназначение — это боевой корабль. Галера обладала отличными ходовыми качествами на весельном ходу. Скорость галер могла достигать 9 узлов. На верхней палубе располагались скамьи, на которых размещались гребцы. Им необходимо было одновременно хвататься за весло, так как запаздывающий мог получить веслом от сидящего сзади. Поэтому нередко на галерах находились барабанщики, которые задавали ритм.


Ареал распространения галер - Средиземноморье, где зачастую в летнее время была безветренная погода, что затрудняло использование парусных судов.


Впервые галеры появились в V-VI веке в Венеции и были распространены вплоть до середины XIX века.


Виды галер




Галеры видоизменялись на всем протяжении своего использования, но основных видов было два:



  • Зензильные галеры и это прежде всего боевые корабли. Они имели узкий корпус, который обеспечивал большую скорость и отличную маневренность.

  • Галера-бастарда имела широкий корпус с округлой кармой. Это обеспечивало хоть и меньшую скорость, но большую вместительность. Эти галеры использовались в основном купцами для торговли.


Галеры можно также классифицировать по числу скамеек (или как их еще называли — банок) для гребцов. Галеры с 18-22 банками назывались фуста. С 14-20 банками — галеота. Галеры с 8 банками назывались бригантины.


Вооружение галер и способы ведения боя




Основной тактикой боя у галер являлся таран противника и его абордаж. Артиллерийское вооружение галер было слабым. Тяжелое орудие располагалось на носу галеры и было окружено двумя или четырьмя орудиями меньшего размера. После тарана корабля неприятеля команда галеры переходила в абордаж. На вооружении команды находились как и арбалеты, так и огнестрельное оружие.


В огнестрельной перестрелке в результате того, что гребцы располагались на верхней палубе, они гибли в первую очередь. Гребцами в основном были рабы, но зачастую в качестве гребцов выступали и сами воины.


Русские галеры




Первая русская галера была сконструирована на Астраханской верфи в 1670 году. В 1696 году на Преображенской верфи собрали 32-весельную двухмачтовую галеру («Адмирал Лефорт»). Детали для этой галеры были привезены из Голландии. По чертежам этой галеры на Воронежской верфи было построено еще 23 галеры. На Олонецкой верфи в присутствии Петра I 29 июня 1703 года была заложена первая галера для Балтийского флота. Всего за период правления Петра I построили 260 галер. Их строительство прекратилось в XVIII веке.