Вам понадобится
- Губная гармошка, свеча.
Инструкция
1
Дышите «животом». Это не совсем правильное определение с точки зрения физиологии, однако, оно неплохо описывает субъективные ощущения, на которых стоит сконцентрироваться при игре.
Суть такого дыхания в том, что при вдохе вы заполняете как можно больший объём лёгких, а не только верхние части их, как это чаще всего происходит в процессе речи. Для этого вам необходимо усиленно работать диафрагмой.
Чтобы понять алгоритм действий при таком дыхании, иногда достаточно понаблюдать, как вы сами дышите во время сна или в момент просыпания. При вдохе ваш живот приподнимается, выдох же производится вследствие его опускания. Так и при игре на гармошке попробуйте при вдохе отправить воздух как можно глубже внутрь себя, при этом как бы «надуть» живот, с тем, чтобы затем диафрагмой вытолкнуть этот воздух наружу на выдохе.
Суть такого дыхания в том, что при вдохе вы заполняете как можно больший объём лёгких, а не только верхние части их, как это чаще всего происходит в процессе речи. Для этого вам необходимо усиленно работать диафрагмой.
Чтобы понять алгоритм действий при таком дыхании, иногда достаточно понаблюдать, как вы сами дышите во время сна или в момент просыпания. При вдохе ваш живот приподнимается, выдох же производится вследствие его опускания. Так и при игре на гармошке попробуйте при вдохе отправить воздух как можно глубже внутрь себя, при этом как бы «надуть» живот, с тем, чтобы затем диафрагмой вытолкнуть этот воздух наружу на выдохе.
2
Попытайтесь отработать такое дыхание сначала без инструмента. Старайтесь, чтобы ваш выдох был равномерным по силе на всём своём протяжении. С этой целью бывает полезно поставить перед собой на некотором расстоянии зажжённую свечу, и на выдохе дуть на её огонь, словно вы хотите её затушить, но при этом стараться, чтобы она не потухла. Это получится только при равномерном выдохе.
3
Попробуйте освоить первый приём звукоизвлечения на гармошке.
Сложите губы «трубочкой», так, чтобы между ними оставалось маленькое отверстие, но при этом немного опустите челюсть, чтобы была возможность поместить между губ инструмент. При этом расположите гармошку пятым отверстием напротив губ. Сделав выдох попытайтесь получить звучание одиночной ноты. Если это выходит не сразу, откорректируйте положение гармошки относительно губ, величину зазора между губами. Когда вам это удастся, попробуйте, перемещая гармошку влево и вправо, извлечь и другие одиночные ноты, как на выдохе, так и на вдохе.
Сложите губы «трубочкой», так, чтобы между ними оставалось маленькое отверстие, но при этом немного опустите челюсть, чтобы была возможность поместить между губ инструмент. При этом расположите гармошку пятым отверстием напротив губ. Сделав выдох попытайтесь получить звучание одиночной ноты. Если это выходит не сразу, откорректируйте положение гармошки относительно губ, величину зазора между губами. Когда вам это удастся, попробуйте, перемещая гармошку влево и вправо, извлечь и другие одиночные ноты, как на выдохе, так и на вдохе.
4
Попробуйте теперь отработать другой способ звукоизвлечения. Он состоит в блокировке языком нескольких отверстий, которые вам не нужны в каждый отдельный момент времени. Расположите гармошку между губ так, чтобы они сидела во рту довольно плотно, при этом чтобы губы охватывали 5 отверстий. Закройте языком 4 отверстия слева, попробуйте извлечь выдохом одну ноту. Если не выходит, пробуйте менять положение языка и ширину зазора между губами, пока не добьетесь наиболее оптимального положения. Но не забывайте, что при игре этим способом гармошка всегда должно находиться довольно глубоко между губ, а не перед ними!
5
Теперь потренируйтесь в звукоизвлечении третьим способом. Он является, в некотором роде, комбинацией двух предыдущих. Поместите гармошку так, как это было сделано во втором пункте. При этом сложите так, чтобы он образовывал дугу в форме буквы «U». Расположите его напротив пятого отверстия гармошки. Направляя поток воздуха по ложбинке, образовавшейся вдоль языка, пробуйте получить одиночную ноту. Когда вам это удастся, попытайтесь извлечь соседние звуки, перемещая только язык.