Многие всерьез считают его константинопольской святыней, перенесенной в Россию чудесным образом за 30 лет до падения христианского царства Византии. По крайней мере, даже историки соглашаются с тем, что стиль изображения и надписи свидетельствуют о том, что Крест не мог быть сотворен в России.
Святыня является резным изображением Спасителя на Кресте в человеческий рост. Сверху есть греческие надписи – «ставру икон», что означает «образ Креста». Сам Крест – деревянный, вырезан из липы. «Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры», – писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году. Примечательно, что, по мнению врачей, именно это изображение Иисуса – наиболее анатомически правильное.
Недалеко от этого места была построена Церковь Святителя Николая, образ которого явился вместе с самим Крестом. С того момента начались многочисленные истории помощи и исцелений, происходящих в этом месте. Исполняется пророческое сказание о явлении Креста: «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны».
Священнослужители начали подробно записывать истории, связанные с исцелениями от Креста Господня. Первая такая книга сгорела при пожаре, однако запись продолжилась в других книгах, появившихся позже, и ведется до сих пор. Благодаря многовековой летописи, мы узнаем о случаях исцеления от беснования рядом со святыней, исцеления от эпилептических припадков, болезней опорно-двигательного аппарата, сердца, суставов, органов зрения, кожи, описаны также случаи избавления от депрессии, астмы, бесплодия и даже исцеления от онкологических заболеваний и ДЦП.
Начало тридцатых годов нашего века принесло этому месту серьезные испытания. Богоборцы пытались уничтожить Крест различными способами, однако все их попытки были обречены на неудачу. Крест пытались сжечь – он не горел, его пытались распилить, но зубцы пилы натыкались на что-то твердое и ломались, топор не смог разрубить его. В связи с попытками уничтожить Крест вспоминают несколько историй, связанных с теми, кто рьяно пытался это сделать.
Так, житель окрестной деревни, который таки умудрился отрубить мизинец Спасителя, через несколько дней поплатился за это – поранил себе стопу ноги (причем тоже мизинец) и вскоре умер от гангрены.
Учитель соседней школы решил передать Крест музею как выдающееся произведение искусства. Он договорился с властями, организовал перевозку и был очень доволен плодами своих трудов. На обратном пути он решил похвастаться перед женщиной, почитавшей Крест, но она его не поддержала, а, наоборот, прокляла. Мужчину парализовало в тот же вечер, и через год он умер.
Сегодня храм Иоанна Златоуста, теперешнее пристанище Животворящего Креста Господня, является подворьем Переславского Никольского монастыря. Сестры с гостеприимством принимают паломников, сохраняют порядок и чистоту в храме, обустраивают хозяйство. Сестры утверждают, что могут принять паломника даже ночью, если он специально приедет поклониться святыне. Оказывается, и такие случаи бывают – человек может приехать из Москвы, это более 4-х часов езды, не считая пробок, чтобы на какие-то десять-пятнадцать минут приложиться к Кресту и поехать на работу.
Величайшие святыни всегда вызывали различное отношение к себе – от поклонения и почитания до сильного пренебрежения и желания уничтожить их. В любом случае, каждый, соприкасающийся с ними, ощущает что-то таинственное, могущественное, выходящее за рамки нашего сегодняшнего понимания.