Вам понадобится
- - консультации специалистов;
- - книги для детей;
- - игрушки;
- - развивающие игры.
Инструкция
1
Не стоит ожидать от ребенка немедленных результатов, строгой возрастной границы для проявления речи не существует. Каждый малыш начинает говорить в момент, когда готов к этому.
2
Начинайте разговаривать с малышом с первых дней его появления на свет. Ребенок начинает улавливать ваше обращение и внимание к нему с первых недель жизни. Так что чем раньше вы начнете, тем скорее его сознание начнет реагировать на вас. Разговаривайте с ребенком, читайте детские стишки, пойте песни. Важно сохранять доброжелательную интонацию - ведь именно ее ребенок начинает «считывать» в первую очередь.
3
Не ждите от ребенка немедленных результатов на протяжении первого полугода его жизни. Данный этап принято называть «предречевым», он является подготовкой к овладению речью. При появлении первых признаков «гуления», а затем и «лепета» (произнесение первых звуков самостоятельно), реагируйте на них, дайте малышу понять, что слышите его. Не стоит усердствовать с повторением звуков, которые он издает. Лучше всего отвечать словами, ясно, спокойно, с доброжелательной интонацией.
4
Постарайтесь не пропустить момент, когда ваш ребенок начнет реагировать не только на интонацию и отдельные слоги и звуки, а на слова целиком. Происходит это приблизительно на 10 месяце жизни. Но уже с 6 месяцев ребенку можно читать книги, показывать игрушки, называя их, вводить первые элементарные развивающие игры.
5
Читайте малышу правильно. Во-первых, выбирайте качественную, доступную ребенку литературу (благо, в настоящее время такой литературы предостаточно в книжных магазинах). Во-вторых, читайте медленно, четко произнося каждое слово. Если книга сопровождается иллюстрациями, показывайте их малышу. Если вы заметите, что ребенок реагирует на иллюстрации или отдельные слова, дайте ему «высказаться» до конца. Выслушайте его реакцию и только после этого продолжайте чтение. Важно в процессе чтения дать ребенку понять, что его слушают, понимают.
6
Поощряйте ребенка, когда он произносит первые слова и сочетания слов. Как правило, это происходит в возрасте от года до двух лет. Выражайте свое одобрение ответом, уместной интонацией. В возрасте от трех лет ребенок уже начинает вникать в грамматическую систему. Следите за тем, чтобы он строил предложения верно, правильно соединял между собой слова. Но не наседайте на него, говорите с ним спокойно, не перегружайте его.
7
Постарайтесь обеспечить ребенку на дошкольном этапе развития достаточное общение. Обычно это происходит само собой, когда ребенка отдают в детский сад. Но если ваш малыш по какой-либо причине находится большую часть времени дома, занимайтесь с ним сами, выводите на прогулку в парк или во двор. Продолжайте ему читать, играть с ним в более сложные игры, стимулирующие общение и его реакцию на ваши слова и поступки, посещайте с ним различные мероприятия.
8
Посещайте с ребенком занятия у логопеда, если на дошкольном или школьном этапе он не может правильно произносить отдельные звуки. В это время происходит интенсивное увеличение лексикона, развивается грамматический строй речи. Могут наблюдаться дефекты в произношении различных звуков (Л, Р, К и других). Малыш будет благодарен вам, когда повзрослеет, поверьте. Только специалист может установить, можно ли исправить тот или иной дефект речи.