Сознание человека
Основным отличием человека как вида от всех остальных является его способность к абстрактному мышлению, планированию деятельности, умению вспоминать и размышлять о прошлом опыте, давая ему оценку и делая выводы. Все вышеперечисленное имеет непосредственное отношение к сфере сознания.
Функционально сознание понимается как операционная система мозга. Подобный взгляд на данное понятие нашел широкое распространение в естественных науках, в частности, в биологии и медицине. Однако он не способен в полной мере охватить ценность и важность сознания для человека, ведь сознание – куда больше, чем обычный физиологический процесс.
Отечественная психология определяет сознание как высшую форму отражения объективных свойств и закономерностей окружающего пространства. Причем, сознание присуще лишь человеку – как общественно-историческому субъекту.
Сознание формирует у человека внутреннюю модель внешнего мира, и это обязательное условие для любой познавательной деятельности и стремления человека преобразовать окружающий мир. Сознание развивается в процессе взаимодействия индивида с другими людьми, в процессе получения социального опыта.
Суть всех форм психической деятельности человека, начиная от самой простой (рефлекса) и заканчивая самой сложной (сознанием), заключается в том, что они выполняют функцию ориентации живого организма во внешнем пространстве. Чем более сложной является внешняя среда, тем сложнее организация психики, что помогает успешно ориентироваться в окружающем пространстве.
Познавательные процессы сознания
Для человека сознание характеризуется, главным образом, познавательной деятельностью. Познание человеческого существа начинается с запоминания простых элементов культуры и окружающего мира. Используя полученные знания, ребенок принимает и запоминает заключенный в окружающих предметах смысл и значение, учится оперировать ими без непосредственного влияния на сами предметы. Форма такого оперирования, словесно-речевая, и подобная деятельность являются характеристикой сознания.
Структура сознания включает в себя все виды познавательных процессов: ощущение, память, восприятие, воображение, мышление. Благодаря ним человек постоянно пополняет знания о себе и о мире. Если любой из этих познавательных процессов нарушен или неправильно функционирует, это расстраивает работу всего сознания в целом.