Под ним перестали понимать строго ограниченную территорию для реализации товаров. Французский экономист впервые обозначил термином рынок определенный район, где действуют однородные экономические факторы, поэтому цены на товары достаточно быстро выравниваются лишь под воздействием спроса и предложения.
Современная трактовка
Сегодня рынок принято рассматривать как тип хозяйственных связей между экономическими субъектами. Хозяйственные связи могут быть натурально-вещественными, или безвозмездными, и товарными, осуществляемыми посредством рынка. Если принять во внимание воспроизводственный обмен, то рынок можно рассматривать в качестве формы конкурентной связи между потреблением и производством. В частности, П. Самуэльсон дает определение рынку как «процессу конкурентных торгов».
Российский экономист Л. Абалкин считает, что рынком следует называть организованный по законам товарного производства обмен, а также совокупность товарных и денежных отношений. Исходя из этого определения, для понимания сущности рынка необходимо прояснить ряд существенных вопросов, а именно:
- как именно действуют законы товарного производства и обращения;
- как следует понимать совокупность товарных и денежных отношений.
Рыночный механизм и его основные элементы
Совокупность основных элементов рынка – цены, спроса и предложения – образуют рыночный механизм. Основой этого механизма является цена, напрямую влияющая на спрос и на предложение. В частности, спрос и предложения находятся в обратной зависимости от цены. Увеличивается цена – понижается спрос. Снижается предложение – растет цена. При этом важнейшую роль играют не абсолютные величины предложения и спроса на какие-либо товары, а их соотношение. Именно оно определяет судьбу конкретных продавцов и покупателей.
Предложение, спрос и равновесная цена являются стержнем рынка. Принято считать, что в рыночной экономике и потребители продукции, и ее производители руководствуются законами рынка. Рыночный механизм действует в качестве механизма принуждения, вынуждающего предпринимателя, заботящегося о собственной прибыли, ориентироваться на потребности потребителя.