Эра живого огня



Специфическое освещение сцены использовалось еще со времен древнегреческого и древнеримского театра, в те времена использовались масляные факелы, размещенные по периметру амфитеатра. Для создания колорита или некой атмосферы таинственности использовали цветной дым, а также сокращение числа факелов.

В средние века сцена стала освещаться свечами, а позже – газовыми светильниками. Для обоих источников света использовали отражатели: отполированный металл или зеркало. С появлением ламп накаливания в освещении сцены настала новая эра.
Художники светом выделяют различные сцены и отдельных актеров для придания им большей выразительности и стилистической направленности.


Лампы накаливания



До 30 годов прошлого века для сценического освещения использовались примитивные электрические лампы, они устанавливались точечно и периферийно. В среднем в одном спектакле использовали до 500 ламп, которыми управляли 350-500 выключателей. В начале 30 годов был изобретен первый специальный прожектор для сцены на основе эллиптического рефлектора, который стал широко применяться в театрах для создания специальных световых явлений во время спектакля. При помощи светового оформления сцены можно добиться наиболее реалистичного восприятия спектакля и придать ему большую естественность.

Профильные прожекторы на сленге называют «голова», они действительно большие и круглые, устанавливаются по периметру рампы. Кстати, рампа тоже имеет освещение, обычно линейное.

SCR-диммер



Очередной этап технического прогресса в освещении сцены произошел в 60 годах прошлого века, когда был изобретен SCR-диммер, с помощью которого стало возможно выполнять эффекты затемнения во время спектакля. Тогда простые осветители превратились в художников по свету.
Эффекты освещения, разработанные в театрах, перешли и в кино.


Сегодня для освещения театров и сцен в кино используются специальные прожекторы со сложной конструкцией, которые являются довольно дорогостоящими. В основном в современных театральных прожекторах используется конструкция с отражающей оптикой. Существуют следующие основные виды театральных прожекторов:
- прожекторы со сменными стеклами типа Sourse Four Par;
- прожекторы с использующие лампу-фару;
- безлинзовые низковольтные прожекторы.

Современные прожекторы называют софитами, они имеют направленный свет, интенсивность которого можно регулировать. Софиты, которые подвешены высоко над сценой и имеют лучеобразный поток света зовут «квазар» по аналогии с яркими звездами в галактике.

В 19 веке стали применяться прожектора с автоматической фокусировкой света на какой-либо сцене или актере с автоматическим же сопровождением объекта. С развитием компьютерных технологий стало возможно управлять светом при помощи компьютера, что значительно упростило работу осветителей и расширило спектр художественных возможностей. Кроме этого стали повсеместно применяться скроллеры для получения различных цветовых оттенков, а для изменения освещенности сцены устанавливают специальные прожекторы с моторизированными кашетирующими шторками и автоматическим управлением. Именно они приходят на смену устаревшим театральным прожекторам с ручным управлением.