1821 год. Балканский полуостров пылает в огне революционной борьбы – греческий народ сражается против многолетнего турецкого владычества. Поначалу разрозненным повстанческим отрядам, в распоряжении которых были только старинные ружья, было очень трудно сражаться против организованной и хорошо вооруженной армии Османской империи, а Лондонская конвенция, обеспечившая Греции поддержку со стороны Российской империи, Франции и Великобритании, была подписана лишь в 1827 году.

Осада Акрополя



Одной из арен самых ожесточенных боевых действий стал афинский Акрополь. Этот исторический и архитектурный памятник, изначально представлявший собой укрепленную часть древнегреческого полиса, в 19 веке сыграл роль военной крепости – именно в нем укрывался турецкий гарнизон.

Первый раз греческая революционная армия осадила афинский Акрополь в самом начале национально-освободительной войны – в марте 1821 года. С этой осадой турки справились сравнительно быстро – уже в июле они оттеснили повстанцев на равнину.

Более успешной оказалась вторая осада Акрополя, начавшаяся в ноябре того же года. Впрочем, эта попытка взять Акрополь тоже была сопряжена с очень серьезными трудностями: греки обстреливали древнюю крепость, подводили мины, но турецкий гарнизон не сдавался.


Впрочем, при осаде время всегда на стороне осаждающих: у турков заканчивались боеприпасы, оставалось лишь немного подождать – и сдача Акрополя стала бы неизбежной. И тут руководители греческой армии совершают неожиданный поступок: они посылают своего человека к туркам для переговоров и согласовывают… количество свинца для изготовления пуль, которое они готовы передать турецкому гарнизону.

Причина благородного жеста



Такой широкий жест со стороны греков был связан вовсе не с желанием проявить рыцарство: когда на карту поставлена свобода родной страны, игры в благородство неуместны. Таким способом греки намеревались сохранить свою национальную святыню.

Если внимательно посмотреть на поваленные колонны в храме Зевса Олимпийского, можно заметить, что в центре этих колонн имеются полости. Древнегреческие зодчие заполняли эти полости свинцом, чтобы увеличить прочность колонн – по такой технологии изготавливались все колонны в Древней Греции. Не были исключением и колонны Парфенона, расположенного на афинском Акрополе.

Туркам было известно об этом, и они принялись разрушать колонны, чтобы добыть свинец и сделать из него пули. Чтобы не допустить разрушения древнего памятника, греки и предложили туркам такую сделку: свинца будет столько, сколько они потребуют – пусть только оставят Парфенон в целости и сохранности.

Впрочем, турецкому гарнизону эта сделка не особенно помогла: грекам удалось отравить воду в единственном колодце, откуда турки могли брать воду, и гарнизон вынужден был сдаться на милость восставших.