Зона ближайшего развития ребенка


Достигая определенного возраста, ребенок научается определенным делам, которые он может делать сам – ходить, застегивать пуговицы, мыть руки и т.д. Но в то же время для него существует еще и ряд таких дел, которые он может сделать только с помощью взрослого. Вот эта вторая категория и является зоной ближайшего развития ребенка. К третьей категории дел относятся остальные действия, в том числе и те, которые ребенок в данный момент освоить не в состоянии, даже с помощью родителей.

Л.С. Выготский доказал, что расширение умений ребенка происходит только за счет тех действий, которые относятся к зоне ближайшего развития: завтра ребенок будет самостоятельно делать то, что сегодня он делал с мамой и папой. Таким образом, если родители много занимаются с ребенком, зона его ближайшего развития становится максимально широкой и не включает только то, что он освоить не в состоянии. Такой малыш очень быстро усваивает множество навыков и умений, чувствует себя увереннее, благополучнее, успешнее. Предоставляя ребенка самому себе, родители сужают его зону ближайшего развития, снижают его потенциал.

Наглядно этот закон можно представить на примере того, как вы обучаете своего малыша езде на велосипеде. Сначала вы сажаете ребенка на велосипед и катите его, держа за руль. Постепенно ребенок начинает сам крутить педали и рулить, но вы продолжаете придерживать велосипед за сиденье. Наконец, вы отпускаете велосипед, и ребенок едет самостоятельно. Очень важно понять, когда наступает время отпустить: если вы сделаете это рано – ребенок может упасть и начать испытывать страх, отпустите поздно – у малыша разовьется чувство неуверенности в своих силах.

Как еще можно использовать в воспитании закон Л.С. Выготского


Множество родителей рано или поздно сталкиваются с тем, что ребенок перестает слушать то, что ему рекомендуют или велят родители. Чаще всего эти словесные посылы вызывают обратную реакцию – нельзя заставить ребенка читать, если вы сами не берете в руки книгу. Если вы хотите привить своему малышу полезные привычки, придерживайтесь их сами: устраивайте семейные чтения и соревнования, ходите на рыбалку, катайтесь на лыжах или коньках.

Какие еще эффекты можно получить от совместной деятельности? У ребенка в лучшую сторону меняется общая способность к обучению, растут его самооценка и удовлетворенность собой. Кроме этого, совместная деятельность родителей и детей способствует возникновению долгой дружбы и хорошего взаимопонимания.