Существует большое количество самых разнообразных моделей якорей, от простейших до требующих для изготовления металлообрабатывающих станков. При выборе конкретного варианта якоря необходимо исходить из размера лодки, материала ее корпуса, типичных глубин в районе плавания и скорости течения.

Простейший якорь для надувной лодки



Для надувной лодки хорошо себя зарекомендовал якорь из старой сковороды диаметром порядка 30 см. В центре сковороды сверлится отверстие под веретено с резьбой, на другом конце веретена делается проушина для якорного каната. Сначала на резьбу навинчивается гайка, затем надевается плоский круглый свинцовый груз весом порядка 1 кг. Далее надевается сковорода и зажимается через шайбу еще одной гайкой. Такой якорь не имеет острых элементов, что исключает возможность повреждения надувных баллонов. При этом он очень неплохо держит лодку. Данный якорь можно модернизировать, вырезав из сковороды три или четыре сектора. Края получившихся лап аккуратно скругляются.

Неплохо показал себя и якорь в виде пирамиды, отлитый из свинца. В основании пирамиды находится проволочная петля для якорного каната. При длине ребра пирамиды 10 см якорь будет иметь вес порядка 3,5 кг. Такой якорь хорошо удерживает надувную лодку даже на достаточно сильном течении.

Сварной якорь



Простейшим видом сварного якоря является якорь-кошка с четырьмя лапами. Его можно сварить из арматуры, на лапы якоря навариваются треугольные пластины – они обеспечивают надежное удержание якоря в грунте. Без таких пластин якорь будет плохо держать на слабых грунтах. На веретене у проушины якоря рекомендуется закрепить груз.

У якоря может быть всего две лапы, но в этом случае у проушины, перпендикулярно плоскости лап, приваривается металлический штырь (шток). Он обеспечивает правильное расположение якоря на дне – без него лапы просто плашмя скользят по дну, не обеспечивая нужного сцепления с грунтом. Якоря такой конструкции называют адмиралтейскими.

Якорь для яхты



Для яхты самодельные сварные якоря обычно не используются, это выглядит просто несолидно. Лучше всего использовать заводской якорь – например, якорь Матросова, очень хорошо удерживающий яхту. Такой якорь может быть и самодельным, подробные рекомендации по его изготовлению можно найти в сети.

Неплохо себя показал и якорь Курбатова. В отличие от якоря Матросова, он имеет одну широкую лапу и раздвоенное веретено. Правильно сделанный якорь этого типа неплохо смотрится и хорошо справляется со своими функциями. Для надежности на веретене следует закрепить груз.

Широкое распространение получил и якорь-лемех. Его конструкция очень проста, такой якорь вполне можно сделать самостоятельно. Он подойдет как для яхты, так и для любой лодки с твердым корпусом. Если лемех якоря изготавливается из стального листа, рекомендуется утяжелить его свинцовой пластиной.