Обвинители не просто уверены, что в храме все должно делаться бесплатно, они даже ссылаются на такие эпизоды Священного Писания как изгнание Спасителем торговцев из Иерусалимского храма или случай, когда апостол Петр отказался крестить человека, предлагавшего деньги за крещение. Особое же возмущение вызывает сумма: кажется, что за крещение берут слишком дорого.

Почему не крестят бесплатно



Люди, которые требуют, чтобы в храмах все делалось бесплатно, не понимают или не хотят понимать, что храм – материальный объект, который нужно содержать, ремонтировать, что время от времени нужно приобретать новое облачение для священников, церковную утварь и книги, нужно покупать елей и ладан. Все это стоит денег.

Священнослужители понимают, что посещение храма не должно превращаться в платную услугу, ведь тогда оно будет доступно не всем. Ни в одном храме не берут денег за исповедь, причастие, тем более – за само присутствие на богослужении (для сравнения: за беседу с психотерапевтом или присутствие на концерте приходится платить). Но есть события, которые происходят в жизни человека лишь однажды: крещение, венчание, отпевание. Один раз вполне можно заплатить.

В сущности, плата за таинства и обряды – это пожертвование на храм. Было бы логично не устанавливать цену, а предложить людям дать денег, сколько они пожелают. В некоторых храмах так и поступают, но иногда такая ситуация создает неловкость: людям трудно решить, сколько дать, и они просят, чтобы им назвали конкретную сумму. Установление определенной цены помогает избежать такой неловкости.

Почему берут дорого



Плата прихожан за некоторые обряды и таинства, в том числе и за крещение детей, необходима за содержание храма. Затраты могут быть разными. Содержание кафедрального собора обходится дороже, чем какой-нибудь маленькой церкви на окраине города, и если родители хотят крестить ребенка именно в кафедральном соборе, они должны быть готовы платить больше.

В некоторых храмах крещаемому предоставляют нательный крест, сорочку и все прочее, что нужно для крещения, и стоимость всех этих предметах включается в цену. Тогда плата для крещение действительно может превышать 1000 р., но ведь родителям все равно пришлось бы купить все необходимое. Денежные затраты оказались бы такими же, а хлопот было бы больше.

Следует заметить, что «дорого» и «дешево» – понятия субъективные, и не всегда они зависит от уровня доходов. Заплатить 1900 р. за смартфон – «дешево», а 500 р. за крещение ребенка – «дорого». Такой подход свидетельствует о том, что планшет для человека более значим, чем спасение души собственного сына или дочери.

Конечно, для малоимущей семьи и сумма в 500 р. может оказаться ощутимым ударом по семейному бюджету, но в этом случае можно объяснить ситуацию священнику – и он обязательно пойдет навстречу. Если же люди, не испытывающие финансовых трудностей, считают плату за крещение чрезмерной тратой, значит, крещение вообще и христианская вера в частности не является для них ценностью. Возможность христианского воспитания ребенка в такой семье вызывает серьезные сомнения, что заставляет усомниться и в целесообразности крещения.