Роль либретто в произведениях для музыкального театра 18-19 веков
До середины 18 века оперные и балетные постановки создавались на основе определенной схемы. Поэтому несколько композиторов, создавая свои произведения, могли использовать одно и то же либретто. Лишь во второй половине 18 века появилась профессия либреттиста. Он превратился в крепкого профессионала, работавшего в тесном контакте с композитором и сочинявшего оригинальный сюжет для его произведения. Перед ним стояла непростая задача – объединить стихи, музыку и действия персонажей. Крупнейшими мастерами жанра стали, в частности, Раньери де Кальцабиджи – автор либретто знаменитой оперы Глюка «Орфей и Эвридика» - и Лоренцо да Понте, сотрудничавший с самим Моцартом при создании таких выдающихся произведений, как «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
В 19 веке в профессиональную конкуренцию с авторами либретто неожиданно вступают композиторы. Некоторые из них, к примеру, Рихард Вагнер и Александр Николаевич Серов, сами создавали либретто для своих произведений. Основой многочисленных опер становилась литературная классика. При этом знаменитый сюжет интерпретировался в соответствии с законами жанра. Здесь можно вспомнить оперу Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», либретто для которой написал брат композитора – талантливый драматург и театральный критик Модест Ильич Чайковский.
Либретто в оперетте и мюзикле
Во второй половине 19 века во Франции рождается новый жанр музыкального театра – оперетта. Произведения его гениального создателя Жака Оффенбаха «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Великая герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и т.д. пишутся на основе по-настоящему оригинальных и остроумных либретто. Авторами большинства из них стали талантливые драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви. По их произведениям были написаны и лучшие образцы классической венской оперетты – «Летучая мышь» Иоганна Штрауса и «Веселая вдова» Ференца Легара. Перу Мельяка и Галеви принадлежит и либретто одного из наиболее выдающихся оперных шедевров – «Кармен» Жоржа Бизе.
Едва ли не самым популярным жанром современного музыкального театра стал родившийся в Америке мюзикл. Качество литературного текста получило в нем гораздо большее значение, чем в оперетте. По этой причине, имена либреттистов нередко стоят в них рядом с именами композиторов. Пожалуй, наиболее ярким примером плодотворного творческого сотрудничества стали Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн, создавшие такие знаменитые мюзиклы, как «Оклахома!», «Король и я», «Звуки музыки».