Регистрация права собственности на квартиру
Этот процесс проходит в два этапа – сбор документов для регистрации и, собственно, сама регистрация. Причины регистрации могут быть абсолютно разными, разным будет и пакет документов в каждом случае.
Документы, которые необходимы в любом случае: общегражданский паспорт нового собственника, кадастровый паспорт на квартиру (если была зарегистрирована до 1998 года), документ – основание права собственности, квитанция об уплате госпошлины. Остальной набор документов зависит от документа – основания права собственности.
Если документ-основание – договор (купли-продажи, дарения, мены и т.п.), то для регистрации права собственности необходимы еще: общегражданский паспорт второй стороны сделки; документ, на основании которого продавец или даритель владеет недвижимостью; в некоторых случаях еще нотариальные согласия супругов сторон; нотариальные доверенности; справка из органов опеки и попечительства (если в квартире прописан несовершеннолетний). Также на регистрации необходимо присутствие обоих участников сделки.
Если документ-основание – договор передачи с муниципалитетом (приватизация квартиры), то к основному набору добавьте копию ордера на квартиру, выписку из домовой книги, выписку из финансово-лицевого счета.
Если же регистрация происходит по причине получения наследства, или по решению суда, то никаких особенных дополнительных документов не нужно.
Второй этап – непосредственно регистрация. Для ее осуществления необходимо явиться с собранным пакетом документов в регистрирующий орган – Управление федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии.
Регистрация права собственности на жилой дом
Регистрация права собственности на жилой дом несколько отличается от регистрации квартиры. Здесь не будет приватизации жилья, но будет, в некоторых случаях, регистрация права собственности на землю, так как жилой дом неотделим от земли, на которой стоит.
Если документ-основание – договор, по которому переходит только дом, то набор документов и порядок регистрации будет тот же, что и для квартиры. Но чаще всего дом передают вместе с земельным участком, на котором он стоит. В этом случае в договоре будет описан дом и земельный участок, а в пакет документов необходимо добавить кадастровый паспорт на землю.
Самые интересные и сложные случаи бывают, когда получен в наследство старый дом. Если вы унаследовали от бабушки дом в деревне, который не был зарегистрирован последние 20 лет, то нужно первым делом найти правоустанавливающие документы на дом и, скорее всего, землю. Для этого отправляйтесь в местный архив. Там вам должны выдать копию постановления местного исполкома о передаче наследодателю земли в пожизненное наследуемое владение (право собственности в России существует с 1993 года), и копию свидетельства на землю.
Часто так бывает, что найти эти документы не представляется возможным, или в них имеется значимая опечатка, делающая их недействительными. В таком случае дорога только одна – в суд, подавать исковое заявление о признании права собственности в порядке наследования. И тут уже для доказательства вашего права на бабушкину недвижимость пригодятся любые, порой самые неожиданные документы. Список их составить нельзя, все решается индивидуально в каждом конкретном случае.