Методы мотивации сотрудников
Методы мотивирования можно разделить на экономическое стимулирование (денежные премии, материальные поощрения и т. д.) и неэкономические способы воздействия на персонал (грамоты, благодарности, методы организации труда и улучшение условий работы).
Воздействие может быть как положительным, так и отрицательным в виде штрафов, лишения части премии или привилегий.
По методу воздействия мотивацию можно разделить на материальное поощрение, социальное обеспечение и морально-психологическое удовлетворение потребностей. Материальное поощрение — это денежные выплаты в виде премий и надбавок. В социальное обеспечение входит медицинская страховка, предоставление дополнительного отпуска, частичная оплата путевок или лечения и прочее. Под удовлетворением морально-психологических потребностей понимают создание достойных условий труда, предоставление отдельного помещения, служебного автотранспорта, а также такие незначительные, но важные детали, как признание значимости работника путем награждения грамотами и благодарственными письмами.
Эффективное воздействие на персонал
Цель мотивации — признание работником своего вклада в деятельность и развитие компании, создание уверенности в завтрашнем дне, ценности своего рабочего места и занимаемой должности. Сотрудник будет добросовестен и ответственен в том случае, если работа будет удовлетворять его основные потребности: по финансовым параметрам, в плане эмоционального комфорта и в возможности карьерного роста.
Плановые премии и бонусы со временем начинают восприниматься как неотъемлемая часть заработной платы. В результате чего теряется их основной смысл, они перестают мотивировать. Для повышения производительности труда и качества выполняемой работы денежные вознаграждения должны быть внеплановыми. При этом они должны быть обоснованными и закреплять положительные результаты деятельности работника.
К плановым, ожидаемым вознаграждениям стоит отнести лишь подарки. Это новогодние сюрпризы, в том числе и для детей сотрудников, денежные премии ко дню рождения и организация торжества в профессиональный праздник.
Важным методом эффективного симулирования является и поэтапное вознаграждение. Для достижения поставленных целей порой требуется не один месяц упорной работы. Но, чем ближе цель, тем сильнее на работника оказывает влияние стресс и длительность ожидания. В итоге результат может сильно отличаться от запланированного. В этих ситуациях гораздо экономичнее и эффективнее стимулировать сотрудника после каждого удачно проделанного этапа работы.
В определенных ситуациях наказание или его возможность также выполняют роль мотиватора. Однако работодателю здесь важно не перейти черту, превратившись в мстителя. Поскольку действительно эффективное воздействие оказывает наказание предупреждающее развитие негативных для компании последствий. Оно должно выполнять роль барьера, корректирующего действия нерадивого сотрудника.
Итак, к эффективным приемам мотивации сотрудника следует отнести те, которые:
- награждают профессиональные достижения сотрудника;
- являются неожиданными, а оттого и более приятными;
- дают дополнительные привилегии и возможности;
- подчеркивают значимость участия сотрудника в деятельности компании;
- дают социальные выгоды не только самому сотруднику, но и членам его семьи.