Что представляет собой научное сознание
В отличие от обыденного сознания, теоретическое научное считается более высокой формой, так как оно описывает связи и закономерности, имеющиеся между явлениями и предметами доказательным образом, причем с наиболее возможной точностью.
Научное сознание отличается от обыденного строгостью подхода, а также опорой на предварительные основные научные знания, на которых оно базируется. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют между собой. Первый вид по отношению ко второму является вторичным, но также и изменяет его.
Необходимо иметь в виду, что устойчивые стереотипы и формы обыденного сознания в различных случаях не способны быть истиной в последней инстанции, так как они ограничиваются эмпирическим уровнем. На этом уровне попытки осмысления зачастую порождают иллюзии, заблуждения и ложные ожидания, причем и на общественном, и на личном уровне. Тем не менее, повседневная жизнь невозможна без обыденного сознания.
Теоретическое научное сознание, которое в силу своей специфики не может быть массовым, продолжает действовать только на прагматическом и рациональном уровне, что является естественным для организации общечеловеческих высоких форм культуры.
В чем заключается ценность обыденного сознания
Не стоит преждевременно делать выводы о том, что обыденное сознание неполноценно. Впрочем, в какой-то степени оно действительно отражает общественное сознание широких масс, находящихся на определенном - обычно весьма невысоком - уровне культурного развития.
С другой стороны, если у индивида имеется высокая культурная организация, ее наличие обычно не только не способствует, но даже препятствует его посильному участию в производстве различных материальных ценностей на первичном уровне. В целом же примерно 70% социума зачастую более всего интересует именно полезность, практическое применение знаний в реальной жизни.
Обыденное сознание здорового социума отличает гармоничность и цельность, обеспечивая ему жизнестойкость. Поэтому такое, отражающее действительность, сознание ближе к реальности, чем остальные виды. Более того, именно из многообразия опыта обыденного сознания социума и появляется религия, философия, идеология, искусства и науки как высшие формы общечеловеческого сознания, составляющих содержание культуры.