Семья затрагивает все сферы жизни ребенка, именно благодаря ей человек вырастает и становится либо благополучным и успешным гражданином своей страны, либо остается недоволен своей жизнью. Семья закладывает в человека понятие о духовных ценностях, нравственности, о том, что в жизни главное и к чему нужно стремиться. Именно она формирует в человеке понятие прекрасного, учит его любви и заботе.

Влияние семьи



Во все времена именно семья была оплотом человеку, тем местом, где он мог чувствовать себя самим собой, быть защищенным, делиться радостью с родными. Семья - это достаточно закрытая часть общества, появляясь на свет, ребенок в первые годы жизни обычно не выходит за границы этого мира. А все, чему малыш учится в семье, остается с ним на всю жизнь, ведь знания и понятия, заложенные в его мозг до 3 лет, в большинстве своем определяют его будущую сущность. Так, столкнувшись с насилием и жестокостью, ребенок именно это поведение взрослых будет воспринимать как нормальное, быть может, ему даже не придет в голову кому-то жаловаться на родителей, ведь другого отношения он не знает. Вырастая, такой ребенок становится скрытным, часто в его поведении присутствуют мотивы внутреннего страха, осторожности. Но он может вырасти и сам превратиться в тирана, который будет мучить уже своих детей и близких.

С другой стороны, если ребенок в поведении родителей видел только позитивное отношение, поддержку, уважение со стороны старших, воспитание не силой, но словом, такой ребенок и во взрослую жизнь принесет понимание того, как нужно обращаться с другими людьми, со своими близкими. Ребенок копирует поведение и отношение взрослых, в младенческом и младшем возрасте это происходит подсознательно, а в более старшем дети уже вполне осознанно следуют тем привычкам, которым их научили в семье. Поэтому на поведенческом уровне семейное воспитание дает зачатки будущего отношения малыша к миру.

Замена семьи



Что же происходит с ребенком, когда у него семьи нет? Тогда это понятие никуда не исчезает, просто в качестве семейных отношений начинают выступать другие - между воспитателями и воспитанниками детского дома, между членами приемной семьи или уличными приятелями. Человек в любом случае пытается найти замену семье, ощутить близкие отношения хотя бы с кем-то. И тогда уже этот человек или группа будет формировать личность ребенка, влиять на его знания, воспитание, умение строить отношения с миром. Разумеется, что подобные отношения никак не могут быть полноценными: ни воспитатели в детском доме, ни неполная семья, ни тем более друзья не смогут заменить человеку ценность и близость семейных отношений. Поэтому в психике таких детей обычно прослеживаются нарушения: ребенок становится более замкнутым, упрямым, жестоким или имеет подчас странное представление о морали и нравственности.