Зачем развиваем внимание
Внимание – один их познавательных процессов, который является обязательным для формирования учебных навыков. Вместе с мышлением, памятью и воображением внимание помогает эффективно усваивать школьную программу. Многочисленные исследования педагогов и психологов установили, что если ученик еще в младших классах не овладевает всеми приемами мыслительной работы, в средних классах он пополняет ряды неуспевающих.
Обычно психологи при тестировании перед поступлением в школу определяют развитость когнитивных процессов у будущих первоклассников. Однако родители могут распознать неразвитое внимание у ребенка, просто понаблюдав за ним. К примеру, если малыш часто допускает нелепые ошибки при выполнении домашних заданий, с трудом находит собственные промахи, постоянно отвлекается при разговоре – нужно позаботиться о том, чтобы исправить положение.
Надо знать, что внимание – это умение сосредоточиться на каком-то явлении или объекте. Оно помогает усваивать информацию, выделять из нее важную. Никогда не бывает, что внимание не развито вообще, потому что оно имеет несколько свойств: устойчивость, концентрацию, переключение, объем и распределение. У ребенка могут быть одни свойства хорошо развиты, другие не очень, а некоторые и вовсе не выработаны.
Бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это кратковременная сосредоточенность на ярких предметах и звуках. Произвольное внимание требует волевого усилия. А вот послепроизвольное появляется после того как человек заинтересуется информацией. Развивать произвольное внимание не поздно в любом возрасте. Для этого существуют упражнения и увлекательные игры.
Игры, развивающие внимание
Упражнения для развития внимания разработаны в виде игр, в которые дети с удовольствием играют в команде, где присутствует дух соревнования. Вот наиболее популярные и эффективные игры-упражнения:
При упражнении «Кто внимательней» надо прочитать небольшой текст, предложить детям посчитать звук «М» и потом пересказать смысл своими словами.
Игра «Сколько чего» предлагает ребенку осмотреться и назвать все предметы определенной формы, цвета, назначенного материала или с названиями на какую-то заданную букву.
«Быстро повтори» – малышу необходимо повторить за взрослым слова, произносимые поочередно, но не все, а только те из них, за которыми будет произнесено «повтори». Диалог происходит в быстром темпе.
«Постройка в темноте» подразумевает строительство башни из кубиков различного размера, деталей конструктора или спичечных коробков. Условия – основанием сооружения должен быть определенный кубик, нужно пользоваться всего одной рукой, игра проходит в полной темноте или с завязанными глазами.
Правила игры «Не ошибусь»: необходимо вслух считать до 30, но при этом нельзя называть цифру 3 и числа, которые делятся на 3. Взамен них надо либо подпрыгнуть, либо сказать «Не ошибусь».
Следующая поучительная потеха – это кидать ребенку мяч, озвучивая существительное. Он в свою очередь ловит его и называет глагол, подходящий по смыслу и другое существительное и т.д.
Совместное развлечение «Сделай наоборот» – нужно повторять за ведущим действия с точностью до «наоборот». То есть, если взрослый поднял руки, то их надо поставить в стороны. А когда водящий подпрыгнул, надо присесть.
Родители могут пополнять запас игр из детских и педагогических журналов. Это разнообразные лабиринты, поиск различий на картинках, вычеркивание определенных символов или букв, головоломки, картинки с запутанными линиями и т. д. Шахматы и шашки – идеальные интеллектуальные игры, требующие концентрации внимания. Тут надо продумывать заранее все свои ходы и делать определенные выводы.
Занятия спортом также являются весьма развивающими для внимания.