Вам понадобится
- - диагностические материалы на изучение памяти, внимания, мышления, воображения, воли, эмоций дошкольника с четкой инструкцией по выполнению;
- - ключ для оценки результатов деятельности (обязательно).
Инструкция
1
Для того, чтобы психологический тест дал объективный результат, его проведение должно происходить в привычных и естественных условиях для ребенка. Не стоит говорить, что сейчас вы начнете проверять его знания и умения, ребенок может насторожиться, испугаться, замкнуться. Лучше всего задания давать в его игровой комнате, посадив ребенка за его стол и предложить порисовать, поиграть, или вместе рассмотреть какие-то интересные картинки.
2
Диагностику лучше проводить в виде игры или игровых упражнений. Если тест составлен таким образом, что ребенку необходимо отвечать на вопросы, все равно обыграйте эту ситуацию. Предложите поиграть в школу или в занятие в детском саду. На вопросы может отвечать ребенок за себя и за других «учеников»: кукол, медведей, зайцев, которые вместе с ним учатся в этой школе.
3
С исследователем у ребенка должны быть хорошие, доверительные отношения. Чужому человеку, который просто проводит свою работу и задает вопросы, ребенок может не ответить, а отсутствие ответов будет воспринято как незнание. Чужой человек не сразу должен начинать диагностировать, а сначала познакомиться с ребенком, поговорить о чем-то приятном, просто поиграть.
4
Обычный разговор может стать основой для проведения диагностической беседы. Необходимо, чтобы ответы были продолжением незаконченного предложения: «Когда я вырасту, я буду…», «Мне скучно, когда…», «Самое интересное – это…», «Мне нравится…» и другие.
5
Чем младше ребенок, тем меньше у взрослого возможностей давать малышу какие-либо задания. В основном, диагностика будет заключаться в наблюдении за малышом и фиксировании необходимых данных в таблицы или протоколы. Например, наблюдая за драчливым ребенком в детском саду в течение недели, исследователь фиксирует акты агрессии в течение каждого дня с указанием времени. Наблюдение может показать, в какие дни недели или в какое время суток ребенок больше всего раздражен и не может сдерживать свои чувства.
6
Психологическая диагностика дошкольника часто связана с анализом продуктов его деятельности: рисунков, поделок, рассказов. Исследователь по определенной символике рисунка или поделки узнает содержание детских комплексов и неразрешенных проблем. Например, при свободном рисовании ребенок рисует большую гору и дорогу к вершине. Себя рисует на середине этой дорожки или на вершине горы. Такой рисунок можно рассматривать и как желание пойти в поход, и как стремление ребенка к самосовершенствованию. Расшифровка появится, если мы поговорим с ребенком по содержанию данного рисунка.