Нет ничего реальнее вымысла
Сюрреализм – это наивысшая, пиковая точка реализма. Именно на этом пике исчезает грань между реальностью и ее оборотной стороной – ирреальностью: сном, вымыслом, фантазией. Поэтому формы и образы, присутствующие в полотнах художников-сюрреалистов могут быть неуловимо знакомы каждому, кто смотрит на них. Каждый человек на земле в той или иной степени встречался с героями образов этих картин – в своих прекрасных или ужасных снах, в мечтах.
Для художников этого направления чрезвычайно важна была подсознательная сторона собственного творчества. Нужно ли говорить, что они жили и творили в одно время с Зигмундом Фрейдом, и его труды о бессознательном находили в их умах самый живой отклик. Понятно, что творить, находясь в бессознательном состоянии, невозможно. Безусловно, кое-кто из художников-сюрреалистов злоупотреблял различными психотропными веществами, однако, как правило, не в моменты творчества.
Так что же запускало их творческий импульс? Пожалуй, ответ на этот вопрос один: постоянное, непрерывное творческое и интеллектуальное общение, существовавшее в двадцатых годах в Европе и особенно в Париже того времени. Будучи все чрезвычайно эгоцентричными, они при этом нуждались друг в друге. Ведь подсознательное всегда должно, как вампир, иметь подпитку в реальности. В реальности, которую творили близкие по духу писатели, поэты, художники и философы.
Посредники
Ухватить, удержать, запечатлеть мгновение сна, ускользающее мгновение потаенных страхов и измождающих, тягостных желаний – это устремления, художественная сверхзадача и темы творчества художников сюрреалистического направления. Они, как проводники между явью и потусторонним, становятся посредниками между невысказанными мыслями, витающими в воздухе, и теми, кому эти мысли предназначены.
Кирико Джорджо, Ив Танги, Макс Эрнст, Магритт Рене, Сальводор Дали, Фрида Кало, Поль Дельво, Дороти Таннинг – живопись двадцатого века немыслима без полотен этих мастеров. Каждый из них уникален и неповторим. Кстати, именно в этом отличие живописи сюрреализма от других стилей – в нем не может быть, по попросту запрещено единостилие. Только индивидуальность, даже скорее ярко выраженный индивидуализм, доведенный до гипертрофированности. Может быть именно поэтому сюрреализм почти не пережил своих главных художников, в последовавшую эпоху стандартизации.
Но и в двадцать первом веке есть художники, пишущие в этом стиле. Один из самых ярких – Майкл Паркес, американец, живущий и пишущий в Швейцарии.