Дивизиональные структуры управления компаниями
В связи с расширением профиля или увеличением компании, усложнением технологических процессов на предприятии руководителю становится сложнее принимать оперативные решения по определенным направлениям. Этим и обусловлено появление дивизиональных структур, где важное место в управлении компании занимают руководители отделов и топ-менеджеры, непосредственно связанные с производством.
Им делегируется значительное число полномочий, предоставляется самостоятельность в решениях, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции, а также ответственность за получение прибыли. Стратегия развития компании, финансовая политика, инвестиционные вопросы остаются за вышестоящим руководством компании.
Критерии структуризации
Мультидивизиональная организация характерна для предприятий, где различные звенья несут ответственность за выпуск продукции и сбыт. Потребительская специализация ориентируется на определенные группы потребителей, в то время как региональная - на обслуживаемые территории. Рыночная структура используется компаниями с большим ассортиментом и многочисленными рынками или группами потребителей.
Глобальная продуктовая структура производит большое количество групп товара и продает их в различные регионы. Глобальная региональная структура разделяет экономические объекты по региональным признакам, а также помогает решать проблемы, связанные с региональным законодательством, обычаями и потребностями населения региона.
Преимущества дивизиональной структуры
Дивизиональная структура способна управлять многопрофильными компаниями, территориально отдаленными подразделениями. Обладает гибкостью и быстрой реакцией на любые изменения в компании, принимает оперативные решения по производственным вопросам подразделения. С ростом самостоятельности структуры возрастает ее активность, эффективность работы, качество и прибыль. Налажена прочная связь производства с потребителями.
Недостатки дивизиональной структуры
Возникает необходимость в создании большой управленческой вертикали, что требует дополнительных затрат на содержание структуры управления. В связи отдаленностью появляется разобщенность структуры и недостаточное взаимодействие структур при решении вопросов в смежных подразделениях. Удаленность вышестоящего руководства организацией от определенных сфер деятельности - еще один минус.