Безродные космополиты
Илья Эренбург и Эдуард Багрицкий, Александр Грин и Леон Фейхтвангер - оказаться в такой приличной компании считали бы за честь многие современные интеллектуалы. Повезло немногим. А ведь было время, когда оказалось, что все эти люди космополиты. Да еще и безродные, то есть не понятно где их родина, кто их вскормил, вспоил, воспитал, дал образование. Но понятно, что они неблагодарные, не любящие страну подозрительные личности и, скорее всего, предатели. Может быть, даже агенты зарубежной разведки или даже враги условного Уралвагонзавода. Поэтому не приведи господь оказаться с ними в одной компании.
И не то, чтобы все эти люди особо путешествовали по миру. Хотя, Леон Фейхтвангер вообще иностранец, а Эренбург не просто путешествовал, а подолгу проживал за рубежом, и водил дружбу со многими подозрительными личностями гуманитарного направления. Может быть, даже шпионами.
Во всяком случае, программная редакционная статья газеты «Известия» от 10.02.1949 года о театральных критиках – безродных космополитах, - скорее всего, именно на это намекала, поскольку написано в ней было следующее: «Антинародная по самому существу своему, эта группа театральных критиков стала носителем чуждого, враждебного советскому человеку безродного космополитизма. Особенно развязно выступая на страницах искусствоведческой печати, антипатриотическая, космополитская критика ополчилась на советское театральное искусство, третировало искусство нашей родины, театр и драматургию».
Поскольку посыл всей статьи был обращен напрямую к товарищу И.В.Сталину, и так как товарищ Сталин всей своей жизнью показал, что он против третирования, всю указанную группу театральных критиков и примкнувших к ним других многочисленных деятелей науки, искусства и литературы, ожидало многолетнее исправление на бескрайних просторах ГУЛАГа.
Все театральные критики, упомянутые в статье, и другие выведенные на чистую воду космополиты, помимо профессий имели еще одну общность – незначительную деталь: в пятой графе их советских анкет, в графе национальность у них было написано – еврей. Так как после подписания Молотовым пакта «Риббентропа-Молотова» слово «еврей» произносить стало неприлично, ему нашли эквивалент-замену – космополит. Что значит «человек мира», «человек вселенной», поскольку в этом слове соединены два греческих слова: космос и гражданин. А кто как не евреи как нация более всего путешествовали по миру? Все логично. Поэтому, в концепцию советской логики вполне укладывается, что вредящий стране гражданин – это безродный космополит.
Космополит – это человек мира
Страны, ступающие на путь изоляционизма обычно нещадно борются с теми, кто считает себя «человеком мира». Кто считает, что границ существовать не должно, мир открыт и прекрасен и неважно где жить и работать, приносить пользу или просто наслаждаться жизнью: главное – это свобода. Свобода передвижения, свобода слова, свобода волеизъявления. Для космополита весь мир, вся вселенная – родина.
Поэтому эти люди не признают ограничения по гражданству. Спокойно обходятся без той самобытной культуры, в которой были рождены, и, как правило, владеют несколькими языками, а понятие патриотизма считают пошлостью.
Приверженцами космополитизма были философы Сократ и Диоген, Иммануил Кант, Стив Харвиц и Ульрих Бек. Один из сборников рассказов Сомерсета Моэма называется «Космополиты», а у писателя Александра Гениса сборник лучшей путевой прозы - «Космополит. Географические фантазии». Один из самых популярных международных женских журналов Cosmopolitan переводится на русский язык не иначе как «Космополитен».