Структура высшего образования в России
На сегодня количество бюджетных мест в вузах не превышает 20 %, и наблюдается тенденция на снижение этой доли. При этом существуют специальности, на которых бюджетные места отсутствуют.
Платное образование открыло доступ к высшему образованию всем, кто имеет достаточные материальные средства на оплату обучения. Этим не преминули воспользоваться некоторые вузы, предоставляющие не самые качественные образовательные услуги.
Наиболее популярные направления, которые чаще выбирают выпускники учреждений среднего образования – это экономика, юриспруденция, информационные технологии, медицина. Поступить на специальности этого направления на бюджетное обучение практически невозможно, так как в первую очередь бюджетные места предоставляются льготным категориям выпускников и победителям олимпиад. Остальным абитуриентам приходится выкладывать крупные суммы за обучение. Одним из главных критериев выбора специальности является востребованность на рынке труда.
Естественно, что стоимость обучения тем больше, чем престижнее специальность. Привлечение как можно большего числа абитуриентов на платное обучение выгодно вузам. В результате рынок труда оказался перенасыщен - огромное количество юристов, экономистов, менеджеров, получивших дорогостоящее образование в престижных вузах, не могут найти работу по полученной специальности.
В тоже время есть профессии, на которые всегда был недобор. Это, прежде всего, технические специальности, специальности, связанные с энергетикой, лесным и сельским хозяйством. Очень сильно упал престиж профессии педагога, за исключением преподавания иностранных языков.
В чем преимущество бесплатного образования в бюджетном провинциальном вузе
Престижное образование не гарантирует престижную работу. Получение непрестижной специальности увеличивает шансы на рынке труда вследствие низкой конкуренции. Кроме того, качество образования в большей степени зависит от студента, от его усидчивости и целеустремленности. В погоне за доходом многие вузы принимают любых платежеспособных студентов. Это не значит, что все «платники» получат диплом - отсев неуспевающих платных студентов ведется достаточно сурово. Но они имеют возможность восстановиться, оплатив дальнейшее обучение. Восстановиться на бюджетное место практически невозможно, что стимулирует студентов к ответственному отношению к учебе и гарантирует классного специалиста на выходе.
Таким образом, платное высшее образование не является признаком хорошего специалиста, а бюджетное образование не свидетельствует о недостаточном качестве обучения. Для работодателя наличие диплома о высшем образовании не является главным критерием при приеме специалиста на работу.