Красные маршалы


Персональные воинские звания в СССР, ликвидированные вскоре после Октябрьской революции, в Вооруженные силы страны вернулись только 22 сентября 1935 года. Главным в РККА, Рабоче-крестьянской Красной Армии, было утверждено звание Маршал Советского Союза. Всего оно присвоено 41 человеку. В том числе 36 военачальникам и пятерым политическим деятелям, включая Лаврентия Берия и Леонида Брежнева.


Первыми его обладателями через два месяца после выхода Постановления ЦИК и СНК СССР стали пять знаменитых советских командармов, прославившихся еще в Гражданскую войну, — Василий Блюхер, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Александр Егоров и Михаил Тухачевский. Но до начала войны из пятерых маршалов, дожили и дослужили только Семен Буденный и Климент Ворошилов, ничем особым себя на фронте не проявившие.


Остальных военачальников их же товарищи по партии и оружию вскоре сняли со своих постов, осудив по ложному обвинению и расстреляв как врагов народа и фашистских шпионов: Михаила Тухачевского в 1937 году, Василия Блюхера — в 1938-м, Александра Егорова — годом позже. Причем двух последних в горячке предвоенных репрессий даже забыли официально лишить маршальских званий. Всех их реабилитировали только после смерти Сталина и Берии.


Флагманы флота


Указом 1935 года было введено и высшее военно-морское звание — Флагман флота первого ранга. Первыми такими флагманами значатся также репрессированные и посмертно реабилитированные Михаил Викторов и Владимир Орлов. В 1940-м это звание заменили на другое, более привычное для моряков — Адмирал флота, присвоив его спустя четыре года Ивану Исакову и позднее разжалованному Николаю Кузнецову.


Очередная реформа высших воинских званий в Советском Союзе случилась во второй половине Великой Отечественной войны. Тогда дополнительно появились Главные маршалы авиации, артиллерии, бронетанковых и инженерных войск, а также войск связи. А в табель о рангах ВМФ ввели звание Адмирал флота Советского Союза, аналогичное Маршалу Советского Союза. В СССР таких адмиралов было всего трое — Николай Кузнецов, Иван Исаков и Сергей Горшков.


Генералиссимус в музее


Маршальское звание являлось высшим в советской стране вплоть до 26 июня 1945-го. Пока по «просьбе общественности» и группы советских военачальников во главе с Маршалом Советского Союза Константином Рокоссовским, не появился Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении уже существовавшего в Российской империи звания Генералиссимуса.


Ими, в частности, были сподвижник Петра I герцог Александр Меншиков и знаменитый военачальник Александр Суворов. Спустя сутки после выхода документа появился и сам советский Генералиссимус №1. Таким званием наградили главу СССР и РККА Иосифа Сталина. К слову, форму с эполетами, разработанную именно для Сталина, Иосиф Виссарионович никогда не носил, и после его смерти в марте 53-го она отправилась в музей.


Впрочем, похожая судьба ждала и само звание, номинально сохранявшееся в военной иерархии Советского Союза и России до 1993 года. Хотя некоторые историки утверждают, что в 60—70-е годы делалось несколько попыток присвоить его новым руководителям партии и страны — имевшим фронтовые заслуги и воинские звания генерал-лейтенанту Никите Хрущеву и генерал-майору Леониду Брежневу.


Министр из ГКЧП


С завершением эпохи Сталина главным вновь стало звание Маршала Советского Союза. Последним же, кому оно было присвоено, оказался прошедший к нему путь от младшего лейтенанта и командира стрелкового взвода на фронте Дмитрий Язов. В 1991 году Язова отправили в отставку с поста министра обороны СССР после путча и свержения в стране так называемого ГКЧП. Застрелиться, как поступил министр внутренних дел Борис Пуго, он не решился.


В 1993-м после выхода российского Закона о военной службе вместо Маршала Советского Союза появился аналогичный по статусу Маршал Российской Федерации. Но за все 20 с лишним лет существования такое звание смог получить (1997) один-единственный российский военачальник — бывший министр обороны страны Игорь Сергеев, умерший в 2006 году.