Основные функции общения
Общение имеет три основные функции, которые формируются на информационной, интерактивной и перцептивной характеристике. Первая - информативно-коммуникативная функция. Она заключается в том, что между двумя субъектами в процессе взаимодействия обязательно происходит обмен информацией. Это становится возможным через вербальное или невербальное общение.
Вторая - регулятивно-коммуникативная - позволяет регулировать поведенческие факторы и организовывать деятельность людей в процессе общения. Это значит, что человек в процессе взаимодействия с другими людьми может воздействовать на мотивы, цели, осуществлять контроль действий и влиять на поведение другого человека.
Третья - аффективно-коммуникативная функция - связана с эмоциями и чувствами. В процессе взаимодействия происходит сближение людей с учетом эмоциональной составляющей либо поляризация.
Основные типы общения
В психологии выделяют большое количество типов общения. При формальном типе не ставится цель понять и учесть интересы и особенности собеседника. Для этого используются своеобразные образы, позволяющие скрыть истинные эмоции по отношения к собеседнику.
При примитивном типе дается оценка человеку через то, насколько он является нужным. Если в контакте есть заинтересованность, возникает активная коммуникация. Как только поставленные цели решены, происходит поляризация.
Функционально–ролевое общение основывается на социальном статусе. Обычно при таком типе все общение происходит в жестких нормах и ожиданиях.
Деловая коммуникация подразумевает учет особенностей личности, возраста и настроения. На первый план выходят деловые интересы, поэтому основной целью становится необходимость достигнуть договоренности.
Духовное общение обычно происходит между близкими людьми, когда оба партнера заинтересованы и проявляют максимальный интерес друг к другу. Обычно этот тип возникает в тех случаях, когда два человека отлично знают друг друга.
Виды общения
Общение может подразделяться на разных основаниях. Например, выделяют массовый и межличностный вид. Массовое общение - множество различных, не связанных между собой контактов. Во втором случае речь идет о непосредственном контакте людей в группах или парах, где наблюдается постоянный состав участников.
Также общение по содержанию может быть:
- материальным;
- когнитивным;
- кондиционным;
- мотивационными;
- деятельностным.
Существуют и другие классификации общения. Это предполагает, что оно выступает как многомерное явление, которое изучается с учетом методов системного анализа.