Школы раннего буддизма
Самые ранние школы буддизма носят названия Тхеравада, Вайбхашика и Саутрантика. Тхеравада представляет собой самую консервативную из них. Самой главной целью последователей этой школы было освободиться от заблуждений. Представители школы Вайбхашика признавали существование реального мира и адекватность его отражения в сознании человека. Они занимались изучением и классификацией дхарм. Дхармы – это совокупность правил и норм, необходимых для поддержания космического порядка.
Последователи течения Саутрантика признавали только сутру – слова Будды – как основной материал. Все остальные источники игнорировались. Многие дхармы считались ими условными, а не реальными. Признавая существование объективного мира, отвергали полное его соответствие отражению мира в сознании человека.
Махаяна – позднейшая форма развития буддизма
Философская система Махаяны включала несколько течений: Дзэн, Йогачара, Мадхъямака, Нитирэнизм, Амидаизм. Махаяна в переводе означает «великая колесница», в основе учений – развитие сострадания и особого рода мудрости. Дзэн-буддизм предоставлял возможность стать Буддой в своем теле, а не после смерти. Способ достижения этого – медитации и другие практики.
Маадхъямака считает, что нельзя доказать реальность или нереальность дхарм. Потому стоит считать, что они просто пусты. Истины в предположениях человека быть не может, ее можно обрести только в йогическом созерцании. Также представители этой школы признают существование реального мира. Течение буддизма Амидаизм в настоящее время является самым распространенным на Дальнем Востоке. Представители этой школы уделяют повышенное внимание ритуалам.
Ваджраяна – тантрический буддизм
Для этой ветви характерно разнообразие йогических практик. Основной акцент в чениях – возможность достичь состояния Будды в течение одной жизни. Пантеон богов в Ваджраяне был четко структурирован. Само название переводится как «алмазный путь». К этой ветви относят и Тибетский буддизм. Четыре школы Тибетского буддизма: Ньингма, Сакья, Гэлуг, Кагью. Основная мысль учения школы Скаья – цель пути реализуется в процессе его прохождения. Эта школа прославилась своей политической активностью, пытаясь объединить Тибет в единое государство.
Также к ветви буддизма Ваджраяна относится буддистская школа Японии – Сингон-сю. В переводе название означает «истинное слово». Это течение было основано одним монахом, который отправился в Китай и прошел обучение у проповедника из Индии. В Японию монах привез множество буддистских текстов. На их основе он разработал собственное учение.