Преподавание основ социальной политики
Социальная политика – это сфера изучения системы правительственных мер, направленных на оптимизацию социального обеспечения граждан, осуществление социальных программ, максимизацию трудовой занятости населения, повышение уровня жизни, предоставления качественных и доступных медицинских услуг, социального и пенсионного страхования, программ поддержки нуждающихся групп населения и т.д.
Основы социальной политики преподаются в специализированных образовательных учреждениях по подготовке социальных работников. К ним относятся специальные школы, средние учебные заведения и ВУЗы, в том числе лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Всего в мире насчитывается несколько тысяч таких учреждений. В Российской Федерации подготовкой специалистов социальных сфер готовят в 60-ти учебных заведениях высшего звена и нескольких сотнях средних специальных учреждений. Дисциплина «социальная политика» также входит в состав некоторых учебных программ образовательных учреждений по экономике, политологии, педагогики, психологии и социологии.
Примеры российских учебных заведений, в которых преподается социальная политика:
- Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации;
- Санкт-Петербургская Академия Управления и Экономики;
- Российский Экономический Университет им. Г.В.Плеханова;
- Новосибирский Государственный Педагогический Университет;
- Уральский Государственный Экономический Университет;
- Сибирский Федеральный Университет.
Для обсуждения новых методов и разработок в социальной политике, социальными организациями ежегодно проводится около ста международных и национальных сборов, конференций и симпозиумов.
Особенности социальной политики как учебной дисциплины
Целью дисциплины является обеспечение научно-информационной основы для подготовки профессионалов, способных к анализу и разработке решения проблем социальной политики государства.
Основные направления преподавания основ социальной политики:
- изучение отечественного и зарубежного опыта;
- нюансы социальной работы в различных социальных структурах;
- соотнесение социальной политики с основами психологии и педагогики;
- национальные культурные особенности и традиции;
- практика организации социальных мероприятий.