Инструкция
1
Реформаторская деятельность Петра I предполагала глубокое и всесторонне обновление российской державы. Рост промышленности и торговли, формирование транспортной системы требовали широкого развития образования и науки. Царь Петр всеми силами стремился укрепить Россию и направить ее по пути культурного развития, что позволило бы стране занять почетное место в ряду западных держав.
2
Планы создания в России собственной Академии наук Петр I вынашивал давно, задолго до ее основания. Он считал, что такая академия должна быть самобытным научным учреждением, а не простым слепком с западноевропейских аналогов. Концепция развития будущей академии предполагала формирование не только научного, но и образовательного учреждения, при котором предполагалось иметь гимназию и университет.
3
Впервые российская Академия наук была создана в Санкт-Петербурге. В январе 1724 года были опубликованы соответствующее распоряжение Петра I и особый указ Сената, посвященные этому вопросу. Официальное открытие академии состоялось в конце того же года, уже после смерти Петра. На протяжении нескольких десятилетий учреждение меняло свое наименование, последовательно называясь «Императорской академией наук и художеств», «Императорской академией наук», «Императорской санкт-петербургской академией наук».
4
Петр I заблаговременно позаботился о том, чтобы работа Академии наук была поставлена на самом высоком уровне. Для участия в деятельности учреждения из-за границы были приглашены известные ученые: Гольдбах, Бернулли, Эйлер, Крафт и многие другие представители западной науки. Это сразу подняло престиж академии и позволило заниматься научными разработками самого высокого качества.
5
Изначально деятельность академии осуществлялась по нескольким направлениям, среди которых особо выделялись три «класса»: гуманитарный, математический и физический. При академии были организованы кафедры механики, математики и астрономии, географии и навигации. На физическом отделении велись исследования в области химии, физики, анатомии и ботаники. Особняком стоял гуманитарный «класс», где изучались история, этика, политика и красноречие.
6
В распоряжении ученых были богатейшая библиотека, в которую вошли и частные собрания книг, а также уникальная коллекция Кунсткамеры, где имелись анатомический театр, планетарий и астрономическая обсерватория. Кабинеты, мастерские и лаборатории академии были сразу оснащены самыми современными приборами и инструментами. Учреждение вело и издательскую деятельность, используя для этого собственную типографию. Подобные условия делали Академию наук одним из самых оснащенных учреждений своего времени.