Мирское значение
Любое имя собственное до того, как стать таковым, было нарицательным и обладало лексическим значением. Нет недостатка в книгах и сайтах, где можно узнать, что Ксения означает «странница, гостья», Алексей – «защитник», а Георгий и производные от него, Юрий и Егор, «земледелец». Иногда ориентируются на такое значение.
Конечно, родители могут назвать Надеждой дочь, на которую возлагают большие надежды, а сына – Иваном, если его рождение для них – «Божья благодать». Но значение некоторых имен далеко не так романтично: имя Яков (Иаков) переводится с древнееврейского языка как «пятка», а Игнатий – «нерожденный» по-латыни. С другой стороны, существуют имена с прекрасным значением, но давать их детям не рекомендуется из-за неблагозвучности, например, Павсикакий – «останавливающий зло».
Чтобы стать именем, слово должно потерять свое лексическое значение, иначе весьма абсурдно звучали бы такие фразы: «На Надежду нельзя надеяться» или «Любовь его не любит». А если лексическое значение утрачено, ставить его во главу угла не стоит.
Другой аспект мирского значения имени – его возможное восприятие окружающими, и на это ориентироваться можно и нужно. Из-за вычурного, некрасивого имени у ребенка могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Не следует забывать и об исторических или литературных ассоциациях, которыми обрастают имена, особенно редкие: имя Адольф ассоциируется с Гитлером, Тит – с лентяем из народной прибаутки, а Федора – с неряхой из сказки К. Чуковского.
Предметом таких ассоциаций может быть не только имя как таковое, но и сочетание его с отчеством и фамилией. Если девочка носит фамилию Ковалевская, не стоит называть ее Софией: это может стать предметом насмешек со стороны одноклассников и даже учителей, если ей будет трудно даваться математика. Неоднозначные ассоциации могут вызвать у современных россиян такие сочетания как Владимир Ильич, Никита Сергеевич, Борис Николаевич.
Церковное значение
Церковное значение имени – связь со святым, который его носил. Христианин должен не только праздновать именины в день памяти этого святого, но и ежедневно молиться ему, знать его житие – когда он жил, какой подвиг совершил во имя Бога.
Суеверия проникают даже в Церковь, и некоторые из них касаются выбора имен. Например, существует поверье: если дать человеку имя святого-мученика, он всю жизнь будет мучиться. Если встать на такую позицию, лучше вообще никакого имени не давать, ведь у всех святых жизнь была нелегкой.
Подобные суеверия не должны оказывать влияние на христиан. Связь с небесным покровителем должна быть другой – святой становится для человека нравственным ориентиром. Это не означает, что женщина по имени Кира должна удалиться от мира, как преподобная Кира Берийская, а мужчина, названный в честь св. Дмитрия Солунского, обязательно станет военным. Хочется надеяться, что никому из современных христиан, нареченных в честь мучеников, не придется страдать и погибать за веру. Но ставить духовные ценности выше мирских, быть мужественным, сохранять преданность христианской вере при любых обстоятельствах, как это делали святые, можно и нужно. Такой должна быть ориентация на церковное значение имени.