Понятие и структура социализации
Социализация необходима индивиду для полноценного участия в жизни социума. Усвоение норм социального взаимодействия, особенностей бытового поведения, идеологии, менталитета, моральных ценностей и культурного наследия определяет вовлеченность человека в социальные процессы и дальнейшее становление личности в обществе.
Выделяют стадии процесса социализации:
- адаптация – усвоение накопленного социумом опыта, подражание;
- идентификация – стремление индивида самоопределиться, выделиться;
- интеграция – становление личности как участника социальных процессов;
- стадия трудовой деятельности – реализация приобретенных знаний и навыков, воздействие на социальную среду;
- стадия послетрудовой деятельности – передача социального опыта представителям следующего поколения.
Особенности социализации как социокультурного процесса
Вовлечение человека в общественную жизнь происходит посредством усвоения принятых в обществе норм, ценностей и традиций, т.е. через культуру. Социализация формирует личность как участника общества, в том числе как носителя культуры и фактора ее развития.
Социокультурный процесс характеризуется сочетанием таких явлений, как стремление к сохранению культурного опыта и стремление к изменению этого опыта. Социализация как социокультурный процесс может проходить как в ключе тяготения личности к традиционным культурным ценностям, так и в ключе стремления к инновациям, модернизации, прогрессивным культурным формам.
Послетрудовая стадия социализации, а именно обогащение нового поколения накопленным культурным опытом, является одной из функций социокультурного процесса. Это явление позволяет социальной группе сохранить свою идентичность, защитить свои традиции от процессов глобализации.
Трудовая стадия социализации – влияние индивида на общественные процессы – позволяет существовать социокультурному процессу в форме стремления культуры общества к саморазвитию и инновациям. Динамика такого социокультурного процесса обеспечивается следующими путями культурных изменений:
- реализация новых идей, разработка инноваций, самостоятельное создание обществом новых культурных форм;
- заимствование опыта у других социальных групп;
- диффузия – распространение и переплетение культурных ценностей и традиций.