Приставочный способ образования
Этот способ словообразования заключается в прибавлении к производящей основе слова приставки (префикса). Например: «бежать – добежать», «приятель – неприятель», «внук – правнук» и др. Важно, что при этом способе словообразования слово не меняет части речи. То есть от существительного можно образовать только существительное, от глагола только глагол и т.д. Присоединение приставки к слову может изменить семантику слова. Все понимают разницу между глаголами «уйти» и «прийти», «переехать» и «доехать».
Суффиксальный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования реализуется путем прибавления к основе слова суффикса. Например: «учить – учитель», «белый – белить», «академия – академик», «снег – снежный», «заявлять – заявление» и др. В разговорной практике чаще всего при образовании слов используются суффиксы «–тель-», «-н-», «-к-», «ение-», «-ник-».
Бессуффиксный способ словообразования
Этот способ словообразования встречается реже, чем суффиксальный. Используется для образования только существительных. В русском языке значительное количество слов, образованных от основы слова с помощью нулевого суффикса. Например: «входить – вход», «бегать – бег», «синий – синь» и др. Когда существительное образуется от прилагательного, то меняется конечный согласный и ударение слова. Если слово образовывается от глагола, тогда основа этого глагола не изменяется. Иногда суффиксальный способ образования называют флексийным.
Сложение
Сложение основ двух слов используют при словообразовании нечасто. Основосложение позволяет создавать новые сложносокращенные и сложные слова. Сложные слова образуются путем сложения полных основ с помощью соединительных гласных «о» и «е». Например: «лесостепь», «научно-исследовательский», «водопровод» и др. Сложносокращенные слова образуются путем сложения усеченных основ. Наиболее продуктивным при таком способе словообразования является образование существительных мужского рода.
Усечение
Если усекается производящая основа слова по аббревиатурному принципу, то получается сокращенное слово. Такие слова редко воспринимаются носителем языка как сокращенные и активно употребляются в речи. Например: «специалист – спец», «заместитель – зам», «заведующий – зав» и др.
Аббревиация
Аббревиация объединяет в себе все типы сложносокращенных и сокращенных способов образования. Основа слова усекается до минимального форманта, а затем эти основы складываются. Например: вуз, СССР, МГУ и т.д.
В повседневной речи часто используются смешанные способы словообразования, которые помогают сделать речь более разнообразной и насыщенной.