Обучение как игра
Существует множество результативных методик обучения ребенка чтению. Но самое главное, что объединяет их все - это то, что обучение должно проходить в процессе игры. Сразу можете расстаться с назидательным тоном, маской школьного учителя и страхом, что у вас ничего не получится. Запомните, все дети одинаково гениальны, нужно только помочь им раскрыть свои способности вовремя. И лучше всего делать это непринужденно и весело играя с ребенком.
Как играть
Итак, если вы поставили себе целью не придерживаться какой-то определенной методики обучения чтению, а просто для начала осилить алфавит, то перед вами открывается необозримое поле для деятельности. Во-первых, стоит приобрести комплект пластиковых букв и букварь. Последний должен иметь как можно меньше отвлекающих картинок, а сами буквы должны быть четко прорисованы.
Играть с пластиковыми буквами можно тысячей способов. Очень здорово, если вам в этом будет помогать любимая игрушка ребенка или специально купленная (пошитая) игрушка-рукавичка. Она может прятать две-три буквочки под подушки (платочки, бумажки), а потом искать и находить их, называя их и выражая при этом бурную радость. Стоять на месте не стоит, даже если вы не уверены, что ребенок уже заучил все буквы. Комплект из двух-трех букв можно менять каждый день, убирая одну и добавляя на ее место новую. Эта же самая игрушка может заниматься с ребенком по букварю, с восторгом узнавая на двух-трех разворотах те же самые буквы, что вы прошли сегодня или проходили недавно. Стоит воспользоваться и тем, что все дети любят шкодить, поэтому если игрушка будет делать вещи, вызывающие у вашего ребенка задорный смех, в успехе обучения можете не сомневаться. Главное, чтобы сами буквы при этом не отходили на второй план и были всегда у ребенка на виду и на слуху.
Заниматься стоит понемногу. Переключаться на другую игру нужно до того момента, как ребенку станет скучно. Иначе на следующий день он может попросту отказаться от занятий. Еще одним важным правилом в обучении является график. Даже если у вас нет возможности заниматься в определенное время, отведите для занятий период сразу после завтрака или до обеденного сна. Однако ребенок перед занятиями должен находиться в хорошем настроении, поэтому малыш еще не должен быть сонным. Не стоит заниматься и когда ребенок болеет или выказывает явное нежелание в этот момент играть. Отложите игру на пару дней, дождитесь хорошего настроения и смело приступайте.
Очень важно при изучении букв, чтобы они окружали ребенка повсюду. Так, проходя мимо магазина, обращайте его внимание на вывеску, особенно на знакомые буквы. Это же касается корешков книг, номеров машин, ценников в магазинах, надписей в поликлинике и т.д. Очень полезно будет украсить детскую комнату карточками с большими буквами или приклеить специальные наклейки на детскую мебель. Только избегайте вывешивать весь алфавит сразу, ограничьтесь 5-10 буквами. Так же каждое утро можно начинать, рисуя на мольберте или в альбоме новую букву, которую вы сегодня планируете добавить. Или подкладывать ребенку под подушку конверт или мешочек с новой буквой.
Как проверять
Проверять малыша после каждого занятия категорически запрещено. Даже самые маленькие дети не выносят проверок, особенно если в их процессе они почувствуют вашу досаду или раздражение. Но если вы занимаетесь уже две недели и просто не терпится понять, что все занятия не напрасны, проводите проверку так же в процессе игры. Например, разложив две-три буквы перед ребенком, вы или игрушка можете посоревноваться с малышом кто первый схватит названную букву. При этом, даже если ребенок ошибется, вам нужно его беззаботно поправить и, показав верный вариант, продолжить игру. Если же малыш старше двух лет, в качестве проверки нарочно ошибаться может и игрушка, возможно другая. Показывая на одну букву, она будет называть другую. Важно, чтобы обе были ребенку знакомы, тогда малыш обязательно захочет поправить своего друга.